Агентство политических новостей (АПН) продолжает публикации на тему региональной политики по материалам Круглого стола , состоявшегося в Институте национальной стратегии (ИНС). Поводом для встречи экспертов-регионалистов стал внесенный в Государственную думу законопроект , посвященный изменениям в порядка выборов. Точнее говоря, законопроект о «назначении» глав регионов.
Вопросов по поводу внезапных инициатив власти у нас всегда больше, чем ответов. Но редакция справедливо надеялась на то, что каждый приглашенный эксперт возьмет из перечня предложенных вопросов те, что наиболее близки к его личной компетенции. АПН не призывало собравшихся в конференц-зале ИНС ответить на все или за всех. Каждый из экспертов выбрал в пределах своей компетенции наиболее интересующие его темы. Поэтому в уже опубликованных материалах , так и в готовящихся к публикации материалах, прозвучит «предвзятое мнение» неравнодушного специалиста.
Мне же остается лишь пояснить выбор самого названия для Круглого стола. Почему же было выбрано такое загадочное, почти литературное название “Увязнет ли вертикаль власти в сетях региональных элит»? Да потому, что, проводя внутреннюю редакционную дискуссию, мы пришли к одной и той же гипотезе. О том, что модель взаимного отношения политических и экономических лидеров в региональных элитах представляет собой, как правило, сетевую структуру. Эта особенность представляется сегодня очень важной: поскольку наш президент сказал, что он вступает на борьбу с террором, как именно с сетевой структурой. И способом борьбы с сетевой структурой, как ни странно, было выбрано усиление иерархической структуры.
Точнее, бюрократической системы, поскольку формой последней битвы со злом была выбрана привычная аппаратная или бюрократическая мобилизация. Пример такой мобилизации мы видели уже на Васильевском спуске. Тогда 135 тысяч призванных по разнарядке москвичей дружно сказали, что они готовы защищать Юрия Михайловича Лужкова от террора Кремля даже с плакатами в руках. Но вся ирония момента не отменяет прямой вопрос: удастся ли этим «скопным населением» под водительством иерархической структуры побороть не только сетевую структуру террора, но и сетевую структуру «народного мафиозного строя», сложившегося в наших регионах.
Эксперты знают, что одним из реальных поводов для кремлевский инноваций являлся успех региональных сетевых структур в проведении нужных кандидатур на губернаторских выборах. Причем, последние выборы показали наличие сразу двух моделей, опасных для кремлевской администрации.
Первая — это наличие внутренней договоренности в региональной политической сети или выдвижение «сменного кандидата» из регионального «барина средней руки», как «одного из нас». Это, например, Архангельская область. Сняли сверху Крупчака, дали снизу Киселева, а могли бы дать Иванова, Петрова и Сидорова… И этот сетевой вариант совершенно не просчитывался Кремлем и всей придворной социологией.
А второй вариант был еще смешнее — это победа юмориста Евдокимова , который, безусловно, являлся имиджевой фигурой. Но не «политической куклой», безобидной для действующих кремлевских политиков, а продуктом живой договоренностей нескольких политических и экономических сетей. Этот вариант тоже никак в лоб не просчитывался.
И видимо, угрозой вот такого эффективного сетевого воздействия были вызваны свежие законодательные инициативы. Или, как сказал сам товарищ Сурков, не от хорошей жизни, мы приняли не очень хороший закон. Тем самым открыли путь для введения нового порядка назначения, точнего «квази-советского» — старого нового порядка назначения.
В иностранной прессе сейчас модно упрекать Россию в реставрации «советизма» и в стремлении тихо ползти в сторону советской модели. Я хочу только напомнить одно малоизвестное определение Владимира Даля, где слово «совет» означает еще слияние или со-единение ветвей на дереве. И поэтому «советская власть» — это власть, соединяющая в себе многие ветви власти во единую тугую ветвь. Замечу, что это моя личная трактовка Советской власти на основе единственно верного учения Владимира Даля.
Но даже для вечноживого Владимира Даля один вопрос остался бы открытым. Как будет работать новая структура назначения региональных начальников и как будет осуществляться процесс генерации новых элит в регионе? Что ни говори, а назначенец не является настоящим региональным лидером. Он является, в лучшем случае, номенклатурной единицей или функционером. Идеал такого бойца — Жан Клод Вандамм или такой универсальный солдат власти, как незаменимый Дмитрий Козак.
Но при случае террористической опасности, смертоубийства или стихийного бунта потребителей услуг ЖКХ наши прочие славные назначенцы (не-козаки) имеют забавный обычай прятаться в кустах с выключенным мобильным телефоном. А самые бесстрашные из них — храбро бегут в сторону центральной власти. Совершенно, как малые дети в бессмертной пушкинской строфе: «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца. Путин, Путин! Наши сети…».