Частота, с которой к «сирийскому досье» американцев начали подшиваться новые данные, свидетельствующие о том, что лидер Дамаска ударными темпами развивает и готовит ОМП, явно говорит о том, что западный сосед Ирака начинает «выигрывать» конкурс на роль следующей цели антитеррористической коалиции.
Причем, весьма широкой, в отличие от воюющей в иракской. Судить о ее «ширине» можно, как минимум по тому, что данные для досье активно поставляют те, кто выступал против акции в Ираке.
Так, еще одну страницу вшили в досье немцы. По их данным власти Судана и Сирии пришли к соглашению о том, что сирийские военные специалисты протестируют новейшее оборудование и химическое оружие на дарфурских христианах, методичным геноцидом которых занимается в последнее время хартумское руководство. Причем абсолютно безнаказанно, если не упоминать, конечно, ооновские резолюции. Как отмечают источники в Германии, с мая месяца этого года велись переговоры между Дамаском и Хартумом. Суданцы хотели приобрести химоружие, чтобы использовать его против повстанцев SPLA, а сирийцы хотели протестировать свои новые «игрушки». Однако, из-за того, что были начаты переговоры с повстанцами, в Хартуме решили разрешить Сирии за умеренную плату проверить оружие на чернокожих христианах. И так за последнее время регулярными частями и милицией «Джанджавид» были уничтожены около 100 тысяч человек, так что заметить гибель еще нескольких десятков не сможет никто, посчитали в Хартуме. Но просчитались. По данным БНД, в конце мая самолетами суданской национальной авиакомпании из Дамаска было привезено оборудование и сирийские спецы. Несколько дней спустя 2 августа в одной из хартумских больниц было закрыто целое крыло, куда привезли 12 замороженных тел, покрытых страшными язвами. Занимались этими телами несколько сирийских врачей в защитных комбинезонах, после чего тела были сожжены.
Сообщения об этом появились в прессе более двух недель спустя после того, как американские официальные лица «внезапно» обнаружили, что у Дамаска имеется неустановленное число центрифуг для обогащения урана. Со ссылкой на источники в разведсообществе США отмечалось, что Сирия вместе с Ираком, Ливией, Северной Кореей и Ираном была одним из клиентов «отца исламской бомбы» пакистанского атомщика Абдул Кадир Хана. Он, как известно, не только развивал атомное оружие Пакистана, но и создал нелегальную сеть по продаже за рубеж деталей для центрифуг и самих центрифуг P1 для обогащения урана. Сирия в этой сделке, была «перевалочным пунктом» по дороге в Ирак. И то ли купила центрифуги, то ли получила как свою долю от сделки Саддама с Ханом.
По информации американских источников, с 2001 года все эти приобретения и переправки координировал сын бывшего сирийского министра обороны Мустафы Тласа, Фирас.
Сколько в Сирии было собрано центрифуг из этих деталей, неизвестно. Есть данные о том, что они установлены в Centre dEtudes et de Recherches Scientifiques (CERS). Официально этот научно-исследовательский центр, созданный в Сирии в 1969 году французами, занимается разработками научного оборудования. Но, по данным западных спецслужб (в частности, французской же DGSE), эта организация, работающая под прямым надзором семейства Асад, давно является главным звеном в разработке Дамаском оружия массового уничтожения.
По сообщениям американцев, информация о том, что центрифуги уже начали там работать, была получена с помощью спутников.
Интересно отметить, что 22 августа руководство МАГАТЭ направило Дамаску официальное послание, в котором содержится просьба прокомментировать информацию об имеющихся в распоряжении Сирии центрифугах, используемых для обогащения урана. Официального ответа из Дамаска не последовало.
Еще тогда, в конце августа, западные специалисты отмечали, что слив подобной информации после относительно долгого затишья свидетельствует о том, что американцы вновь всерьез взвешивают возможность удара по Сирии.
Немаловажно добавить, что за несколько дней до публикации данных о центрифугах, высокопоставленные американские военные источники в Ираке заявили, что сирийский президент максимально способствует проникновению мусульманских моджахедов с территории его страны в Ирак. Он даже вооружает их, стремясь «выпихнуть» из Сирии, опасаясь за устойчивость собственного режима. Подобную информацию подтвердили и представители экстремистских группировок типа «Аль-Махаджирун», утверждающие, что Асад-младший «купил их дружбу», способствуя борьбе с неверными, оккупировавшими Ирак.
Своего рода подтверждением начала американской подготовки к удару по Сирии является и недавнее заявление Ричарда Армитеджа, заместителя госсекретаря Пауэлла, о том, что Госдеп более не видит надежды на «дипломатическое решение сирийской проблемы». А ведь раньше именно госдепартамент настаивал на «конструктивном вовлечении» Дамаска в Пакс Американу . Напомним, что именно внешнеполитическое ведомство США удержало в свое время администрацию от резких шагов в отношении Сирии. Пентагон, чьи отборные бойцы, после «победоносного разгрома» армии Саддама, пачками гибли в боях с непонятными муджахедами на сирийско-иракской границе, давно требовал всей мощью ударить по Дамаску.
Противостояние военных и дипломатов в Вашингтоне кончилось победой последних. На Сирию только наложили санкции, надеясь, что она, устрашенная, вернется на «конструктивный» путь. Но на долго ее «страха» не хватило. Не получилось. Как радостно отметили источники в Пентагоне, обрадованные «диппровалом» госдепа, Башар публично «подтерся» Accountability Act, требовавшим от него не пропускать боевиков в Ирак, не поддерживать «Хизбаллу» и палестинские группировки и не увеличивать арсеналы химического оружия и уж тем более воздержаться от соблазна, получить оружие атомное.
Покойный Хафез Асад никогда не допустил бы подобного развития событий. Он обладал великолепным чутьем, и всегда умело балансировал на грани незримой «красной черты», никогда не переходя ее. Как минимум публично. Как выяснилось, его сын этим искусством так и не овладел. Все оценки спецами госдепа Башара как «прагматика» и «западника», оказались высосанными из пальца.
А оправдания все нарастающих антиамериканских акций молодого Асада вообще выглядят смешно. Он, якобы, оказался «заложником» старой гвардии его отца, во главе с министром обороны Мустафой Тласом, министром иностранных дел Фаруком аш-Шарой, руководителями армии и спецслужб. Такие аргументы выглядят вдвойне нелепо после того, как Башар сместил практически всех «стариков», заменив преданными ему молодыми офицерами.
Администрация США терпела различные демонстративные выходки и конкретные политические пощечины от молодого Асада более трех месяцев, но всякому терпению приходит конец даже в предвыборный период.
По всей видимости, в окружении президента Буша не преувеличивают, когда говорят, что в случае его успеха на выборах, Америка «снимет перчатки» в отношении режима Асада.
Да и приближенные к Керри отнюдь не отрицают возможности удара по Дамаску. Это, разумеется, не будет широкомасштабной операцией типа иракской, но для Башара все закончится не менее печально.
Как отмечают специалисты, и демократы, и республиканцы понимают, что Америке, для восстановления реноме после «иракского болота» нужна быстрая и победоносная война. И Сирия лучшая цель. Во-первых, ее армия в два раза меньше иракской и уже более тридцати лет не имеет опыта боевых действий. Техника еще более старая, чем в Ираке. У Асадов, в отличие от Саддама, не было средств платить за модернизацию. Во-вторых, уровень нестабильности в стране гораздо выше, чем в Ираке, так как правящая верхушка представляет алавитское меньшинство. Не нужно просить ни у одного соседнего арабского государства помощи взять сирийцев в клещи будет гораздо проще В-третьих, данные о наличии у сирийцев химического, а может, и атомного оружия посвежее и помасштабнее. И наконец, последствия операции в Сирии положительно повлияют на стабилизацию обстановки в Ираке, так как прекратится наплыв туда моджахедов.
И что самое интересное, возможно, что в акцию против Сирии американцы сумеют втянуть и французов. Ведь Вашингтону уже удалось убедить Париж в самой резкой форме потребовать от руководства Дамаска прекратить вмешательство в выборы в контролируемом сирийцами Ливане. Франция и США также провели через СБ ООН совместную резолюцию, требующую от Сирии немедленно вывести свои войска из Ливана и прекратить вмешиваться в «демократические процессы в стране». Резолюцию 1559 поддержали девять членов СБ и шесть воздержались. Башар Асад отреагировал на нее весьма интересно, приказав, в полном смысле этого слова главам ливанского парламента, вызванным в Дамаск, немедленно продлить шестилетний срок президентства своего «протеже» Эмиля Лахуда еще на три года. И намекнул, что сирийский 17-тысячный военный контингент в стране вырастет вдвое.
Западным же лидерам, посредством примчавшегося в Дамаск американского посланника Уильяма Бернса, было заявлено, что «Сирия не собирается оставаться в Ливане навсегда».
Более того, министр информации Сирии Ахмад аль-Хасан подверг критике заявление Совета безопасности ООН, осуждающее решение властей Ливана о продлении сроков полномочия действующего президента страны и заявил, что хорошие сирийско-американские отношения как нельзя лучше отвечают интересам США, например, в Ираке. Таким образом он фактически признал, пусть и косвенно, что Сирия имеет влияние на развитие ситуации на территории своего соседа.
Подобная реакция Дамаска на резолюцию СБ ООН, скорее всего, и станет спусковым механизмом следующей антитеррористической операции США, которая может начаться вскоре после выборов.