Поручение Президента

Президент России В.В.Путин сказал на расширенном заседании правительства: «Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма, необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства».

Данное положение коренным образом меняет ситуацию применительно к перечню властных лиц, которые избираются непосредственно населением. Согласно действующему законодательству (N 67-ФЗ статья 2), выборными высшими должностными лицами являются президент РФ, высшее должностное лицо исполнительной власти субъекта РФ и глава муниципального образования. (Других лиц, выбираемых непосредственно народом, мы сейчас сознательно не касаемся). Президент предлагает изъятие из этого перечня высших должностных лиц субъектов федерации и изменение ранее доминирующей формы прямого волеизъявления на выборность путем избрания по представлению главы государства.

Что из этого следует? Что поручит правовому управлению администрации и депутатам Государственной Думы Президент России В.В.Путин? Что будут предлагать юристы и члены новой редакционной комиссии, которой поручено подготовить законопроект об избрании законодательными собраниями субъектов высших должностных лиц субъектов федерации?

Не сомневаюсь, что первое предложение будет такое — действовать по аналогии. Это значит, что наверняка будет предложено не избирать населением и президента, и глав муниципальных образований, а выборность осуществлять путем наделения полномочиями должностного лица по представлению. Например, глав муниципалитетов наделяют полномочиями муниципальные собрания. Президента такими полномочиями наделяют Дума или Совет Федерации. Модель выборности как формы волеизъявления меняется на модель выборности по представлению и наделению полномочиями.

Второе. Вариантом выборности по представлению и наделению полномочиями следует считать предложение о проведении выборов в Государственную Думу по пропорциональной системе. Граждане, если они не партийцы, лишаются пассивного избирательного права. Активность переключается на партийное представительство.

Третье. Становится понятным, почему сегодня президент ничего не сказал о принятии закона о президенте РФ и о порядке формирования Совета Федерации. Такая установка, несомненно, напрашивалась в повестке дня реформирования политической системы. Но слишком очевидна вся деликатность ситуации — не может президент сам предлагать отмену собственных выборов. Не может он и говорить о Совете Федерации, поскольку по Конституции РФ выборы президента назначает именно Совет Федерации. Значит, это сделают другие «говорящие головы» , и эта новость станет явью в ближайшие дни.

Четвертое. Прояснилась ситуация с вопросом о том, почему нет наказаний силовикам. Они прощаются за не предотвращенные террористические акты. Им теперь предстоит сломать элитно-аппаратное и субъектно-властное, а где-то и олигархически — корпоративное наступление на президента, дабы обеспечить безопасность главы российского государства.

Такое наступление неизбежно, поскольку предложение президента о переносе акцентов в модели выборности исполнительной власти означает стремительное перераспределение финансовых активов, вложенных в выборную исполнительную власть. При этом речь не идет о некоторых отдельных или суммарных выступлениях правозащитников, независимых депутатов, представителей интеллигенции или политических партий.

Речь идет о совместных действиях тех «государственных мужей», которые сегодня поняли, что их карьера закончилась. Не случайно же состав участников заседал не как Государственный Совет, а как исполнительная власть. Заседал не в Кремле, а в здании федерального правительства. Нельзя забывать, что власть, созданная еще не по представлению, а по выборности с акцентом на субъектную суверенизацию, предполагает не только умение слышать услышанное. Эта власть умеет все делать наоборот, научилась сопротивляться, отрабатывая обязательства, взятые не от президента.

Пятое. Центральная комиссия, очень активно работавшая под руководством А.А.Вишнякова в 1998 — 2004 годах, сделала свое дело. Многочисленные фонды, методические советы, раздутые экспертно-консультационные органы можно существенно сокращать. Сжатие всех аппаратов всех видов избирательных комиссий — дело техники и нескольких месяцев. Выборы по представлению будут осуществлять не избирательные комиссии, а аппараты организационных отделов Федерации и субъектов. Думаю, что можно ускорить этот процесс путем внесения поправок в проект бюджета 2005 года. Высвобожденные деньги следует направить на образовательные и медицинские нужды.

Шестое. Руководство PR—компаний Российской Федерации и субъектов, специализирующихся на выборах, может «сбрасывать активы», срочно продавая оборудование. Эту технику еще может купить государство в конце года, когда бюджетные лимиты будут как всегда в излишке. Сотрудникам политконсалтинговых компаний нужно думать о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. У наиболее талантливых и творческих специалистов будет время написать нечто высоко художественное.

Многое еще можно суммировать в качестве выводов, следующих из выступления президента. Можно сказать о том, что, не покладая рук, теперь будет днем и ночью работать правовое управление администрации президента. Ему будет помогать и комитет государственного строительства Государственной Думы, переписывая все, что сами же написали и за что проголосовали. По ходу пьесы будут переписываться все уставы и конституции субъектов РФ, переименовываться должности высших должностных лиц субъектов РФ.

Сейчас же хочется сказать о другом. Сегодня стало понятно, почему так стремительно, без оглядки на общественное мнение, были приняты законы о монетизации льгот . Получается, что депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации уже тогда было известно, что более они гражданами России избираться путем непосредственного волеизъявления не будут. Теперь их задача другая — попасть в обойму «по представлению».

Все теперь вновь свободны «за старое гражданское волеизъявление» и абсолютно зависимы, но уже не от граждан, а от самих себя. Формула бытия российской власти, как и во все периоды истории человечества, принадлежит как властвующим, так и подвластным. Каждому свое в этом сложном из сложнейших миров. Важно, чтобы действительно каждый понимал происходящее. И свое новое, ранее не бывшее, и свое старое, уже бывалое, состояние власти.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram