Статью о празднике 1 сентября принято начинать словами: «Сегодня прозвенит первый звонок». Заметку об очередном теракте — «Вчера прозвучал тревожный сигнал». Разница понятна: в первом случае говорится о счастливом будущем, а во втором — об ужасном, но прошлом. Но если объединить эти темы — получится все, как в жизни. Ужасное еще ждет нас в будущем.
Это обыкновенный кошмар. Или привычная ситуация террора, когда обычный будильник своим звонком не поднимает ребят в школу. Сегодня обычный будильник включает обычный детонатор и поднимает всех детишек на воздух.
Да что вы пристали со своими часовыми механизмами! — отмахнутся граждане. В то самое время, как весь город ищет шахидок. «Черных вдов» в черном платье с черными-черными сумками. И какая нам разница кто, как и чем нас взорвет…
Скажите, а вы серьзно считаете, что шахидка забралась на фонарный столб на Каширском шоссе? И сидела на нем незамеченной, пока ее на разнесло вместе с дюбелями… Это вопрос не только технический. Шахидка может быть одна, их может быть пять (или даже двести, как уже пишут). Вдову еще надо завербовать, обучить или заколоть героином, словом, — целое событие. А часы-будильник выпускаются на конвейере многотысячным тиражом. Потому и терракты в столице переходят из категории уникального события в разряд массовых явлений.
Это требует от городских властей серьезных мер по обеспечению безопасности граждан, а не нагнетания бюрократической рутины. Между тем, московский мэр, возникший на месте трагедии из отпускного небытия или очередной бизнес-поездки, успел сделать заявление, что празднование Дня города не отменяется. Юрий Лужков заявил на Эхе Москвы, что «празднование будет осуществляться».
Отличная формулировка для сохранения привычного порядка любой ценой. В том числе и ценой наших жизней. В этом бюрократическом мире все заняты своим делом. Городские власти осуществляют празднование. Терророристы осуществляют взрывы. Граждане осуществляют перемещения из жилой зоны в производственную, избегая мест массового скопления.
Ведь городские власти и сегодня продолжают действовать по своим однажды заведенным правилам. Внезапно, прямо перед началом учебного года выяснилось, что только десять процентов из четырех тысяч московских школ оборудованы «тревожными» кнопками прямой связи с отделениями милиции. Чиновники обещают «решить этот вопрос в течение года». Между прочим, цена установки одной «тревожной кнопки» без всяких «накруток» составляет 150 уе, и оборудование всех школ для каждой префектуры обойдется в цену однокомнатной московской квартиры. Тогда как на празднование Дня города Москвы, которое проводится 4-5 сентября, будет потрачено 40 миллионов рублей.
Этот маленький факт демонстрирует, как безнадежно заржавела столичная бюрократическая вертикаль. Самые тревожные сигналы, поступающие от взрываемых «низов», совершенно не доходят до благополучного «верха». Видимо, у нашей «тревожной кнопки» начисто отсутствуют провода.