Проданная верность

Принятый на прошлой неделе Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о монетизации льгот уже привел к снижению уровня лояльности российских граждан по отношению к федеральной власти. Об этом свидетельствует беспрецедентное падение рейтинга президента Владимира Путина, персонифицирующего власть в глазах большинства россиян. По данным Фонда «Общественное мнение» в июле рейтинг президента опустился до рекордно низкой отметки 49%. Впервые за последние годы большинство населения страны оказалось в оппозиции к президенту и его политико-экономическому курсу.

Мотивы, по которым правительственные ультралибералы решились на проведение комплекса «антинародных» реформ, понятны. По итогам выборов в Госдуму в декабре 2003 года в нижней палате парламента удалось сформировать полностью управляемую проправительственную фракцию, контролирующую более 2/3 голосов депутатов. Этот думский механизм позволяет без затруднений принимать любые законопроекты и вносить поправки в Конституцию. В 2007 году такой успех на выборах в парламент проправительственным силам вряд ли светит.

Владимиру Путину, избранному в марте 2004-го на второй президентский срок, уже нет необходимости сохранять популярность на высоком уровне. Путин не имеет намерений в 2008-м вновь идти на выборы или продлевать второй президентский срок, внося изменения в Конституцию. Это открывает перед главой государства возможности для проведения любых, в том числе и самых непопулярных, реформ. Уже «запущены» жилищная реформа и реформа ЖКХ, принят закон о замене натуральных льгот денежными выплатами. На очереди, по всей видимости, стоят заявленные президентом в последнем Послании Федеральному Собранию реформы сфер здравоохранения и образования.

Трудно было не предвидеть снижение уровня доверия к действующей власти в результате столь непопулярной реформы как монетизация льгот. Реформы, затрагивающей интересы около 100 млн. россиян (т.е. 2/3 всего населения страны). Работающие с правительством и администрацией президента аналитики предупреждали своих клиентов о последствиях замены натуральных льгот на денежные выплаты. И сообщали, что этими последствиями станут снижение авторитета федеральной власти и усиление разгромленной было оппозиции.

Но реакция на принятие законопроекта силами левой оппозицией и слабая организация акций протеста, надо полагать, были просчитаны заранее. Поэтому их удалось достаточно легко локализовать, не допустив по-настоящему масштабных массовых выступлений. Между тем, главная потенциальная опасность состоит не в усилении оппозиции, а в том, что планы правительства по монетизации льгот создают угрозу территориальной целостности России.

Выброшенная федеральным центром на свалку лояльность граждан не является «неликвидным товаром». Она может быть «приватизирована» региональными элитами, в том числе и потенциально сепаратистскими. Принятый парламентом закон о замене льгот денежными компенсациями позволяет субъектам федерации сохранить на своей территории региональные льготы в «натуральном» виде. И таким образом можно «купить» оказавшуюся ненужной федеральному центру лояльность граждан, проживающих на территории субъекта федерации.

Сегодня немногие регионы смогут позволить себе такую роскошь как сохранение «натуральных» льгот. Этому способствует и реформа межбюджетных отношений, в результате которой налоговые доходы не очень-то справедливо перераспределяются в пользу федерального центра. Конечно, дотационным регионам, зависимым от экономической помощи федерального центра, вряд ли удастся «фронда». Монетизация региональных льгот пройдет в них настолько быстро, насколько это возможно.

Однако некоторые субъекты федерации, на территориях которых работают крупные предприятия нефтедобывающей и сырьевой отраслей, имеют необходимые финансовые ресурсы для сохранения «натуральных» льгот. И элитам этих регионов для «приватизации» лояльности необходимы лишь соответствующая мотивация и политическая воля.

Это стремление проявится у далеко не всех регионов-доноров. Например, в Оренбуржье, где активно ведет нефтедобычу НК «ОНАКО» (дочерняя структура «ТНК-BP»), финансовые возможности для сохранения «натуральных» льгот есть, но у властей наличествует необходимая мотивация. В то же время у потенциально сепаратистских региональных элит (например, в республиках Татарстан и Башкортостан) есть все необходимое.

Необходимо иметь ввиду еще один важный аспект проблемы. Наряду с потерей симпатии части населения, пострадавших в ходе монетизации льгот, власть утрачивает доверие. Это касается тех граждан, для которых льготы — не только средство поддержания личного благополучия, но и символ, констатирующий их высокое положение в социальной иерархии. Это, в первую очередь, бывшие и действующие военнослужащие, работники МВД и спецслужб. Когда центробежные тенденции снова станут преобладать над центростремительными, потеря лояльности «силовиков» федеральным центром в послепутинский период может стоить России очень дорого.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram