Принято сетовать на то, что сегодня в России нет общества как Целого. А есть некая со-общность непонятных людей, своего рода заключенных в административных границах бывшего СССР. Людей самых разных: от огородников, дачников и посадских «само- выживателей» до ограниченного общества друзей «Большой Трубы». Весь российский салат объединен, как майонезом, одной социальной субстанцией. Этот удивительный клей, скрепляющий всех нас, называется центральным телевидением. Именно телекартинка позволяет сегодня определить гражданам Российской Федерации, как зовут нынешнего Премьера. Только из рекламных роликов мы можем узнать какие модные партии жизни или смерти присутствуют на современном этапе. Это дает населению иллюзорное ощущение сопричастности к некому Целому. Пусть и виртуальному вполне.
Возникает вопрос: насколько такая стратегия медиа-властвования является устойчивой, хотя бы в среднесрочной перспективе? Выдержит ли этот чудесный механизм напор социального протеста монетезированных льготников и прочих жертв ЖКХ? Уроки банковского кризиса показывают, как маленькая победоносная пиар-война теперь легко превращается в масштабные потрясения для всего общества. То есть от сравнительно небольшого информационного толчка происходит распад «квазистабильной» власти, пусть даже и на время. Казалось бы, есть над чем задуматься!
Такая болезненная реакция социальной ткани на малое возмущение вызвана продолжающимся распадом политический коммуникаций в нашем обществе. Эксперты отмечают, что общество наше не просто последовательно примитивизируется, но внутри него идет другой, противоположный процесс — становление новой экономической и политической многоукладности. В регионах происходит медленное восстановление элементов первичного доверия на основе местного социокультурного фундамента. Это очень важный феномен! Почему он так важен? Да потому что без этого социального знания мы не сможем понять, до какого уровня произойдет дальнейший распад коммуникаций. И, соответственно, до какого уровня дойдет фрагментация нашего общества.
Уже сейчас социологи и политологи выделяют примерно пять больших социокультурных областей нашей страны. Это — Дальний Восток и Сибирь, Урал, Северо-Западный регион (он же - электоральный регион Путина), Центральная Россия и Южная Россия. Это разные социокультурные матрицы и сильно отличающиеся психотипы. Как ни странно, эти данные точно совпали с результатми маркетинговых исследований компаний по продаже соков и прохладительных напитков. Торговля массовым товаром требует проведения масштабных рекламных компаний. Торговцы брендами подразделяют свой рекламный бюджет и формируют стратегию продвижения на рынок, разделяя Россию на те же самые пять регионов.
Является ли число «пять» пределом дефрагментации РФ или может семь федеральных округов спасут Россию от распада? Этот непраздный вопрос вызван не только лишь желанием углубиться в табуированную тему. Или поставить довольно опасный вопрос о дефрагментации Российской Федерации. Нет, этот вопрос еще имеет практическую подоплеку, потому что в недрах власти уже готовятся проекты по укрупнению регионов. Какие регионы следует укрупнять? Какие области являются комплиментарными? Это серьезный вопрос для будущих экспертных дискуссий и социологических исследований.
В свое время был такой феномен региональных политических партий. Они достаточно быстро развивались, но под бетоном закона «О выборах» оказались совершенно подавлены. Однако их дело не пропало, сейчас в регионах происходит смещение интересов к реальной политике в ходе предстоящих губернаторских выборов. Там «крутятся» реальные деньги, и это не только деньги ОПГ или ФПГ. Оказывается, что начавшийся экономический рост имел собой довольно интересный аспект. В ходе «слияний-поглощений» появились новые субъекты экономической деятельности: местные бизнесмены, оказались сброшюрованными в анонимные экономические сети. Эти сетевые структуры теперь выдвигают своих кандидатов в местные губернаторы.
Сегодня происходит активное формирование политических сетей, которые эксперты пока еще не видят или не хотят увидеть. Тем более, что из Москвы это совсем трудно увидеть. Поэтому задача «номер один» сейчас — определить реальный механизм формирования политических сетей в регионах . Эта проблема является ключевой для трансформации, да и выживания всей политической системы в России. Без решения этой проблемы все планы по перекройке административной карты РФ могут оказаться только на бумаге. Как бы не хотелось нашим «храбрым портняжкам» на скорую руку перелицевать Россию!