Выдающая явное душевное нездоровье угроза президента Грузии Михаила Саакашвили топить катера с российскими туристами, отправляющимися на отдых в Абхазию, несколько отодвинула в тень последние события в Южной Осетии. Между тем вокруг непризнанной республики происходит немало интересного.
Недавно «Московский комсомолец» вышел со статьей Марка Дейча, посвященной ингушской трагедии 22 июня. Южной Осетии в этом сумбурном и обширном материале уделен всего один абзац. Зато какой! Со ссылкой на анонимных «сотрудников правоохранительных органов Ингушетии» в нем утверждается, что боевики, участвовавшие в рейде на эту северокавказскую республику, вербовались в Северной и Южной Осетии (а также Карачаево-Черкессии).
Кроме того, уверяет Дейч, значительная часть террористов якобы базировалась в 11 селах Южной Осетии, куда и возвратилась после рейда на Ингушетию. «Именно в Южной Осетии скрываются и Шамиль Басаев, и другой известный «полевой командир» — Доку Умаров. Здесь же вполне легально действует Мовлади Удугов и возглавляемый им штаб Шуры — верховный орган власти ваххабитов,» — несет автора «МК». Он заканчивает этот отрывок многозначительной фразой: «Если все это так, в наши представления о конфликте между Грузией и Южной Осетией должны быть внесены серьезные коррективы».
Ради этого вывода, похоже, и писалась статья.
«Все эти утверждения не имеют ничего общего с действительностью и от начала до конца являются вымыслом, — заявил полномочный представитель президента Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев. — На территории Южной Осетии никогда не было и по определению не может быть чеченских боевиков. Однако они наличествуют в грузинских вооруженных формированиях, о чем свидетельствуют данные недавних радиоперехватов Министерства обороны Южной Осетии». Руководство республики расценило данную публикацию как очередную провокацию грузинской стороны. «Ее заказной характер очевиден, а все приведенные «факты» основаны на фантазиях людей, находящихся далеко за пределами Москвы — в Тбилиси,» — отметил Медоев.
Ранее уже высказывались предположения о том, что события 22 июня в России были скоординированы и «встроены» в единую кампанию против Южной Осетии, заказчиком и вдохновителем которой выступает, похоже, не только Тбилиси и его соросовские покровители, но и международные исламистские круги (недаром в статье Дейча в качестве мест вербовки террористов поминаются самые православные республики российского Северного Кавказа).
Сразу после трагедии в некоторых российских СМИ появились бездоказательные сообщения о том, что часть боевиков то ли ушла, то ли пришла с югоосетинской территории. Однако хорошо известно, что руководство Южной Осетии всегда было категорически против присутствия здесь каких бы то ни было, в том числе «мирных» чеченцев, и всячески препятствовало их проникновению в республику. Говорить о существовании или возможности создания в РЮО баз боевиков — значит совершенно не представлять себе реальной ситуации. Тем не менее, оскорбительные обвинения пошли гулять и по международной прессе, пока в столь уродливой форме не выплеснулись на страницы «МК». Однако массированное разыгрывание этой карты сорвалось — скорее всего, потому, что за десять дней до нападения на Ингушетию руководство так называемой Чеченской Республики Ичкерия однозначно обозначило свою позицию, заявив, что в грузино-осетинском конфликте стоит на стороне Тбилиси.
Прогнозировалось и то, что нарастание грузино-осетинского конфликта подогреет осетино-ингушские противоречия, чему свидетелями мы сейчас и являемся. События в Ингушетии послужили дестабилизации обстановки в республике, что способно вновь обострить поутихший в последние годы осетино-ингушский конфликт. В этом случае внимание североосетинского населения будет, естественно, переключено с югоосетинских собратьев на внутренние проблемы. Похоже, этот механизм (вспомним «источники» Дейча) собираются задействовать на полную мощность…
Тем временем факт нахождения в зоне грузино-осетинского конфликта чеченских боевиков получил новое подтверждение. Напомним, что вчера около 17 часов в грузинском селе Эредви грузинской стороной была незаконно задержана официальная делегация, направлявшаяся для проведения мониторинга в осетинское село Сарабук делегацию в составе председателя комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Кокошина, вице-спикера парламента Южной Осетии Юрия Джинджоева, заместителя министра Южной Осетии по особым делам Леонида Тибилова и других. Как сообщил со ссылкой на министра РЮО по особым делам Бориса Чочиева полпред президента Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев, среди лиц, производивших незаконное задержание, были не только грузины, но и лица, «похожие на чеченцев и арабов». В эфире радиоперехватов все отчетливее слышна чеченская речь. Пропагандистская кампания в «российских» СМИ продолжается.