Янукович ошибается по Фрейду

В конце июля на многих украинских интернет-сайтах, освещающих ход президентской кампании, была опубликована копия декларации о доходах, собственноручно заполненной Виктором Януковичем. В графе «занимаемая должность» кандидат в президенты написал «прємьєр-міністр», в то время как нормы украинской грамматики требуют для этого заимствованного слова несколько другого написания: «прєм’ер-міністр».

Та же привычка писать вместо «незалежного» апострофа «москальский» мягкий знак подвела Януковича и в другой раз. Газета «Русская правда», издающаяся украинской партией «Русский блок» (разумеется, на русском языке), поместила на первой полосе фотографию Януковича с собственноручной подписью, почему-то сделанной по-украински. Но вместо положенного «з любов’ю» там значится «з лювовью».

И совсем уж невероятный казус случился недавно в Черкассах. Улицы города три дня были украшены плакатом, на котором кандидат в президенты был изображен на фоне украинского флага, перевернутого вверх ногами.

Ошибки, прямо скажем, не фатальные. В случае с плакатом — это всего-навсего «ляп» местного дизайнера, вовремя не отслеженный выпускающим редактором. Что касается использования апострофа — в стране, где более половины населения в быту разговаривает по-русски, где диалекты украинского существенно различаются от одной области к другой, где правила грамматики регулярно меняются и вызывают бурные дискуссии, а «языком межнационального общения» обычно выступает суржик, можно было бы и не обращать внимания на подобные орфографические тонкости.

Однако, хоть ошибки и не слишком серьезны, все они носят какой-то подозрительно «фрейдистский» характер, выстраиваются в убедительную смысловую линию: дескать, Янукович — не только малограмотный и некомпетентный человек, но и «плохой украинец», не владеющий орфографией рiдной мовы и не помнящий, как выглядит национальный флаг. Именно таким образом их и интерпретировали многочисленные издания, поддерживающие Виктора Ющенко и клеймящие Януковича как «агента Москвы».

Errare humanum est, как говорили римляне. Тем более не застрахован от ошибок человек, находящийся в режиме предвыборной гонки, когда время предельно сжато, а нервы на пределе. Именно поэтому кандидата всегда тщательно страхуют от ошибок. Каждое его выступление в печати, не говоря уже о полиграфической продукции, в обязательном порядке утверждается в штабе, и ответственность за все ляпсусы несет соответствующий штабной «офицер».

Это касается не только печатного слова, но и публичных выступлений. Если, скажем, во время встречи с избирателями кандидат начинает «гнать пургу» (а такое бывает, хотя бы из-за переутомления), сопровождающий его специалист постарается вовремя выключить микрофон, устроить неожиданную овацию или хотя бы пнуть «клиента» ногой под столом, чтобы тот пришел в чувство. Так же и с юридическими документами: в серьезной кампании едва ли можно представить себе, чтобы кандидат поставил хотя бы одну подпись без контроля юриста. Такой важный документ, как декларация о доходах, непременно должен был вычитываться и проверяться несколько раз.

Наверное, у каждого специалиста по предвыборным технологиям есть своя коллекция забавных «багов», по недосмотру появлявшихся в предвыборных листовках, плакатах и заказных статьях. Однако эти ошибки, как правило, не доходят до избирателя: их стараются отслеживать в макетах. Иной раз из-за лишней запятой или кавычки, не говоря уже о грубых ошибках, приходится пускать под нож весь тираж листовки. Таковы законы жанра…

Казалось бы, чем больше масштаб и бюджет кампании, тем неукоснительнее должны соблюдаться эти законы. Бюджет кампании Януковича на сегодняшний день трудно оценить даже приблизительно, но очевидно, что ее руководители вряд ли вынуждены жестко ограничивать расходы на контроль «исходящей продукции». Так в чем же причина этой серии анекдотических ляпсусов?

Сразу же напрашивается версия о чьих-то целенаправленных шалостях. В случае с перевернутым флагом «шалун» мог действовать вполне откровенно, в случаях с автографами Януковича — просто закрыть глаза на очевидные ошибки. Внедрить нескольких диверсантов в штаб кампании не так уж и сложно, сложнее — «прикрыть» их в случае служебного разбирательства. Но в любом случае «цена вопроса» не так уж велика, особенно если плохо организовано управление кампанией.

Гораздо печальнее с точки зрения сторонников Януковича было бы другое: если бы все эти ошибки имели причиной не «диверсию», а элементарную безответственность. А тем более — сознательную политику руководства кампании: закрывать глаза на «досадные мелочи», портящие позитивный образ кандидата, для того, чтобы наверстать упущенное в последний момент, во время подсчета голосов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram