В защиту Туркменбаши
- 30.11.-0001, 00:00,
- Мнения
- 0
- 0
- Алексей Чадаев
Facebook
Вконтакте
Мой мир
Google+
Смотрю вечерние новости. Родимый ящик разрывается от праведного гнева по поводу непризнания в Туркмении дипломов иных государств. Показывают несчастных туркменских студентов в Москве, которым теперь закрыта дорога обратно на родину, и во всех ракурсах главу русской общины Туркмении. Оно понятно: хотя решение касается всех без исключения иностранных дипломов, ясно ведь, что отпрыски ашхабадских семей, обучающиеся в Принстоне или Оксфорде, даже если таковые и есть, достойны занесения в Красную Книгу и никак не могут быть статистически заметной величиной. В отличие от тех, кто едет за дипломом в Россию.
Комментарий туркменского МИДа звучит издевательски: «решение связано с тем, что в последнее время в России появилось слишком много возможностей купить диплом или получить фиктивное образование за деньги». Правду ведь сказали ни убавить, ни прибавить. И уж, с туркменской точки зрения, всяко правильнее два года прилежно штудировать «Рухнаму» в Ашхабаде, нежели пять лет поглощать в Москве палёную водку на крылечке вчерашнего ПТУ, переименованного в Современный Университет чего-нибудь. В первом случае недостаток знания возмещается, по крайней мере, подкованностью по части заповедей ниязовской религии; во втором же не образуется ни того, ни другого.
Современный Мелхиседек «царь, пророк и первосвященник» в одном лице Туркменбаши безусловно нуждается именно в таких кадрах: не столько образованных, сколько идейно подкованных. И в его действиях в этом смысле есть, по крайней мере, некое здравое целеполагание, даже проектность, если угодно: он осмысленно строит свою туркменскую мононацию, изгоняя остатки русских просветителей-колонизаторов, снижая общий уровень интеллектуального развития населения до безопасного с точки зрения стабильности режима, и поднимая на знамя эдакое чучхе собственного изготовления довольно безобидное, между прочим. Варварство? Да, но, во всяком случае, ясное и последовательное.
Не в пример отцу всех туркмен, целеполагание отцов нашего собственного отечества в смысле развития образовательной системы понять мудрено. Определить на самом общем уровне, каково место высшего образования сегодня в нашем собственном национальном проекте и, следовательно, какие требования к нему должны предъявляться попросту невозможно. Когда говорят о снижении уровня коррупции, переходе на платное образование, углубление специализации и т.д. это, простите, не только не цели, но даже и не задачи: в лучшем случае, методы. Когда за образовательную реформу выдают хитроумные эксперименты вроде ЕГЭ это уже просто надувательство, по крайней мере, без ответа на вопрос «зачем», именно на уровне целей.
Проблема состоит вот в чём. На сегодняшний день высшее образование в России имеют, по разным оценкам, от 13 до 22 процентов населения это, в общем, немало (в западноевропейских странах разброс от 15 до 27-28%). В крупных городах этот процент, понятно, гораздо выше до трети, а иногда и до половины населения. Причём молодёжь идёт в ВУЗы в столь массовом порядке, что через 20-30 лет люди, не имеющие вузовского диплома, могут запросто оказаться в меньшинстве в целом по стране.
Однако здесь и скрыт главный подвох. Дело даже не в том, что значительное число юношей идёт в ВУЗ ради отсрочки от армии, а девушек ради того, чтобы найти там женихов; и не в качестве образования самом по себе. Проблема в том, что высшее образование в такой ситуации перестаёт быть средством для вычленения элиты, создания прослойки людей с принципиально более высоким социальным статусом и становится просто необходимой «путёвкой в жизнь» для всех и каждого, вроде нынешнего свидетельства об окончании школы. Подобно тому, как понятие «университета» стёрлось окончательно после того, как в университеты переименовались почти все ВУЗы страны, точно так же и вузовское образование, становясь в довольно близкой перспективе всеобщим, перестаёт быть высшим.
Реформистские проекты, по сути, развивают и закрепляют эту тенденцию. К примеру, министерство науки и образования планирует замену в обязательной вузовской программе курса философии на курс вроде «философские проблемы специальности имярек», по профилю заведения. По уму, всё вроде правильно: философию сплошь и рядом читают недобитые преподаватели всякого научного коммунизма, по курсам диамата из прошлой жизни, а философские факультеты и кафедры превратились сегодня в последние бастионы единственно верного учения, эдакие самовоспроизводящиеся за госсчёт анахронизмы.
Однако ясно ведь, что курсы про философские проблемы станкостроения или выплавки стали и сплавов, при всей их эвристической ценности, без предшествования некого базового философского бэкграунда будет в лучшем случае подспорьем для профориентации человека, но никак не средством для повышения его общеобразовательного уровня и расширения кругозора. Фактически, такой ВУЗ будет выполнять функции продвинутого ПТУ или техникума («колледж», кажется, сейчас это называется, да?), готовя специалиста может быть, даже и высокого уровня но при этом жёстко ограниченного рамками своей сферы. Т.е. «профессионала», но никак не «элиту». И то ведь не факт ещё, что «профессионал» это хорошо: недаром В.Л.Глазычев всё время твердит про «готовность к переадаптации под постоянно изменяющиеся правила рынка труда» как более насущную задачу для образования, нежели точная специализация.
На фоне повсеместных разговоров о том, что, мол, «после ВУЗа мало кто находит работу по специальности», что «приходящие на производство выпускники ВУЗов ничего не знают и не умеют, и их надо всему учить с нуля», всё это звучит как дичь. Действительно, работодателю нужен специалист, способный закрыть позицию, а не ренессансная личность с энциклопедическим кругозором. Но нужно чётко понимать, чем и за что на самом деле ты расплачиваешься, делая выбор в сторону специализации в ущерб универсализму. Как, впрочем, и наоборот.
Вполне возможно, что проблема упирается всего лишь в слова. Ясно, что социальный статус «высшего» образования по определению «выше», чем у «среднего», путь даже и «специального». И, следовательно, то, которое «специальное», тоже хочет быть «высшим», как и его обладатели. Может быть, выход как раз и состоит в том, чтобы, подобно «среднему», разделить и ВУЗовское образование на «высшее общее» и «высшее специальное» с равным статусом но неявным различием в целеполагании для обладателей первого и второго. Тогда в случае «общего» акцент делается на послевузовское «доразвитие» научную, управленческую либо какую-то ещё карьеру, а в случае «специального» на трудоустройство и работу по специальности. Тогда, действительно, можно и без философии, и без истории с культуро-социо-политологией либо, наоборот, без «точных» и «естественных» дисциплин там, где речь идёт о «гуманитарной» специализации таковая, как легко понять, тоже возможна.
Просто, в отличие от государства Туркменбаши, в России всё-таки категорически неприемлемо учиться в ВУЗе два года вместо пяти ну нет у нас в культуре источников столь концентрированной мудрости, как «Рухнама», и потому, увы, приходится тратить несколько больше времени на приобретение знаний. Значительная часть которых, действительно, никогда в жизни не пригодится но без этих самых «бесполезных» знаний людям только и останется, что искать какого-нибудь вождя вроде Ниязова и выстраиваться в пирамиду покорности.
Потому что свобода, как выразился Э.Фромм, есть то, чему надо долго учиться гораздо дольше, чем послушанию.