В годы правления Рональда Рейгана советская печать писала о лидере Соединенных Штатов в обычном пренебрежительном тоне. О Рейгане говорили как о никудышном актере или даже неумном президенте. Сегодня все российские СМИ отдают запоздалую дань почтения скончавшемуся на днях сороковому президенту США. По мнению многих газет, в историю Америки он вошел как победитель «империи зла» и разрушитель Советского Союза. Как пишет «КоммерсантЪ»: «В американскую и мировую историю Рональд Рейган прежде всего войдет как президент, усилиями которого был нанесен сокрушительный удар по мировому коммунизму».
Словом, от смешного до великого один шаг, и похоже, что Рональд его сделал. Однако обстоятельства смерти этого победителя дракона невольно оживляют в памяти тот ранний полукарикатурный образ из советской печати.
Рональд Рейган умер на 94 году жизни, страдая болезнью Альцгеймера. Проще говоря, старческим слабоумием. Хотя формально считается, что заболел Рейган только после ухода на пенсию в 1994 году, медики относят наступление этой грозной болезни по крайней мере к возрасту 65-ти лет. А Рейган принял присягу в качестве 40-го президента США в 1981 году, когда ему уже исполнилось 69 лет. В основном провалы в памяти и несуразицы в поведении президента проявлялись уже в последний период пребывания в Белом доме. Получается, что один неадекватный президент оказался хитроумней коллективного разума геронтократов из Политбюро.
Собственно говоря, холодная война была проиграна Советским Союзом в 1984 году. В тот самый момент, когда президент США пошутил перед микрофоном: «Дорогие соотечественники! Я только что подписал указ, объявляющий Россию вне закона. Атомная бомбардировка начнется через пять минут!». Кремлевские старцы, исповедавшие принцип «Лишь бы не было войны», никак не отреагировали на флаг «веселого Рейгана». Они не подняли в воздух армады самолетов, не привели в боеготовность свои ракеты. Стало ясно, что поражение СССР в военном покере неизбежно.
Вторым удачным «блефом» Рейгана была программа «звездных войн». Она помогла США не только экономически измотать противника. Самое главное, что советскому руководству удалось внушить комплекс «неизбежного поражения».
Актер второго плана Рейган приобрел в своей первой профессии особое мастерство: он обладал выдающейся убедительностью в коротких эпизодах. Недаром политика Рейгана потом даже прозвали «великим коммуникатором». Считается, что Рейган сумел убедить американцев в правильности своего консервативного курса и пробудить в них чувство оптимизма и уверенности в себе. Примечательно, что все международные скандалы (включая тайную продажу оружия иранцам знаменитый «Ирангейт») никак не отразились на рейтинге личной популярности Рейгана. Именно с Рональда начинается столь популярная теперь технология серийного выпуска «тефлоновых» президентов.
Оказалось, что с такими политиками бесполезно публично «спорить», а тем более логически бессмысленно «побеждать» в каком-то идеологическом противостоянии или экономической гонке вооружений. Здесь невозможно даже апеллировать к здравому смыслу как опыту реального, поскольку подобные президенты сами являются эмуляторами «реального» для общества, то есть воплощают собой суррогатную инстанцию «реального». В этом отрыве самодовлеющего рейтинга «тефлоновых президентов» и всей телевизионной «действительности» от окружающего нас мира и состоит залог успешной доселе политтенхнологической стратегии. Стратегии анестезии, свидетельствующей о том, что общество уже утратило ощущение подлинной реальности, перестало чувствовать остроту боли и горечь поражения.
И только смерть оказывается способна разрушить эту «обезболенную» иллюзию. Только в этот момент, когда грубое реальное вступает в свои права, мы можем оглядеться по сторонам. Мы можем на краткий миг ощутить всю полноту своей боли и своего поражения. Отто Бисмарк как-то сказал, что победитель в войне оставляет побежденному только глаза, чтобы оплакивать свою участь. Поверьте, «железный канцлер» знал в этом толк.
Склонясь в ритуальном поклоне (о, эта привычная поза подчинения!) над свежей могилой Рональда Рейгана, нам следует незаметно для окружающих потрогать свои глаза. Проверьте, они давно уже стали сухи мы давно выплакали наше поражение в холодной войне. Следует наконец прекратить стенания и от души поблагодарить умершего президента Рейгана: «Спасибо, Рональд! Твоя смерть научила нас снова жить».
И это была бы наилучшая эпитафия консерватора на могиле победителя.