Во славу классовой войны, или клеветникам Парфенова.
У национал-патриотов праздник: закрыли программу «Намедни». Скромных достоинств телефунционеры Сенкевич и Герасимов, сами того не зная, сделались в одночасье героями в кругу ревнителей патриотического благочестия. Увольнением Парфенова они, оказывается, «напомнили власти о ее сакральной природе». Если и дальше рассуждать в подобном духе, то телевизионные бароны, возможно, окажутся также и тайными агентами Союза Православных Хоругвеносцев. Что поделаешь, любовь к цензору самодостаточна и неизбывна.
Но чем же виноват Парфенов, какие упреки предъявляют ему паладины великодержавия? Отметем сначала обвинения самые абсурдные и бессмысленные.
Рассуждения в том духе, что, дескать, программа «Намедни» была рассадником «гнойного гламура» (Д. Дондурей), этаким безнравственно-развлекательным шоу, и ровно за эти качества ее следовало закрыть, не выдерживают никакой критики. Национал-патриоты, как и либеральные кинокритики, почему-то «забывают» о том, что все вообще коммерческое капиталистическое телевидение есть одно сплошное развлечение самого низкопробного свойства, равно как и вся современная русская медиа-индустрия в целом. Если вспоминать о прочих существующих в нашей природе гнойных телешоу, то Парфенов несомненный эстетический титан.
О гламуре же нечего и говорить достаточно привести в пример Сергея Шолохова («Тихий Дом»), в разгар антибуржуазного каннского демарша обсуждавшего исключительно бриллианты и платья тамошних VIP-гостей. Вот, казалось бы, хороший повод для патриотического негодования шокирующе лакейское сознание русского гламурного буржуа. Однако национал-патриоты оживляются только если речь заходит о критике родного строя что вполне подтверждает надуманность всех художественных претензий к «Намедни».
Прямо политические упреки и вовсе поражают своей дикостью. «Леонид Парфенов…сравнил президента Владимира Путина с эльфом из книги о Гарри Поттере. И сегодня в своих стараниях по разрушению символьных основ власти, показывая клонированных Путиных во всех видах, телефокусник все же зашел слишком далеко » пишет г-н Солозобов. Ужасное преступление, не правда ли? С эльфом сравнил! Боюсь только, что я не могу разделить негодования консервативного публициста мне отчего-то не кажется, что сравнение великоросса Путина с явно инородческим эльфом разрушает «символьные» основы власти, даже если мы все, дружно сойдя с ума, договорились таковые основы охранять. В США, например, все мыслимые и немыслимые обидные сравнения и характеристики Дж.Буша-младшего являются общественной нормой однако пресловутые «символьные основы» у тамошних держиморд почему-то вот взяли и не рухнули, а, напротив, еще и весь мир под себя подминают. Более того, сам нынешний президент и положил начало очередному циклу «нахальных фокусов», заявившись на предвыборные теледебаты в 2000 году в маске Альберта Гора все равно как если бы В.В.Путин порадовал зрителей того же «Намедни», нарядившись Платоном Елениным.
Американская (вполне себе «символьная», кстати) государственность, вопреки суровой логике г-на Солозобова, как-то устояла после такого страшного удара.
Также нам сообщают о том, что Л.Парфенов грозный «медиа-диктатор», и его «выключение» является «единственным шансом власти». Странно, мы-то думали, что полноправными диктаторами путинского телеэфира являются выступающие в жанре «труженики села рапортуют» каналы ОРТ и РТР. Приходится констатировать, что беспредельное убожество «главных» каналов настолько очевидно даже для национал-патриотов, а самодержавно-капиталистическая власть так слаба перед одной еженедельной передачей, что только репрессивные меры способны поднять репутацию госпропаганды, в любом другом случае посылаемой зрителями в глубокую тузлу.
Однако все это довольно маргинальные претензии. Смертные грехи «Намедни» обнаруживаются дальше. Мы узнаем что Парфенов «деконструировал все виды модернизации в России», «уничтожал символьные ценности окружающего нас мира».
Это какие же, интересно, виды модернизации были «деконструированы» Парфеновым быть может, реформа ЖКХ, вгоняющая советских некогда людей в средневековое состояние? Или модернизацией у национал-патриотов принято считать ту беспросветную нищету, которую находило «Намедни» в армии РФ? Или приключения на олигархических курортах? Ну а «символьные ценности окружающего нас мира» под ними, надо понимать, подразумеваются «стабильность», «путинское большинство» и «удвоение ВВП», уничтожаемые Парфеновым путем уникальной на русском ТВ демонстрации того голодного и холодного кошмара и тех бараков, в которых настоящие представители этого мифического «большинства» живут.
Давайте назовем вещи своими именами.
Программа «Намедни» была последовательным источником разжигания классовой войны. В этом было ее главное достоинство. Снятые буквально встык, подряд, сцены из жизни богатых и бедных заставляли огромную аудиторию Парфенова ненавидеть капиталистических хозяев России. Даже В.И.Ленин не мог бы придумать более удобного и мощного инструмента антибуржуазной пропаганды в условиях полицейского режима. И в этом смысле собственные мотивации Парфенова абсолютно несущественны результат в любом случае налицо. В то время как всякий настоящий «гламур» создает невидимую символическую завесу, позволяющую богатым забыть о существовании бедных, «Намедни» самым «поджигательским» образом напоминали бедным о существовании богатых, демонстрируя попутно всем промежуточным слоям истинную картину путинского режима возможно, самого социально несправедливого в истории России.
Пробуждение классовой ненависти, осознание широкими полупассивными массами той катастрофы, в которую ввергли Россию «эффективные собственники», «крепкие хозяйственники», вообще весь правящий режим это сейчас главная общественная задача. И программа Парфенова с ней справлялась великолепно.
Однако национал-патриоты ненавидят такую постановку вопроса. Они могут твердить только о заговорах «либералов и инородцев», тогда как обнажение классовой подоплеки вопроса, обвинение капиталистической власти в целом для них страшнее любого яда. А ведь достаточно было хотя бы раз посмотреть «Намедни», чтобы рассыпались мифы и легенды о «хорошем Путине» и «хорошей национальной буржуазии», против которых злоумышляют «плохие евреи и кавказцы». Аудитория Парфенова видела агонизирующая нищета и триумфальная гангстерская роскошь не имеют национальных градаций, и разрыв между ними не только не сглаживается существующей властью, но равнодушно поддерживается и укрепляется.
Ну а негодующие «патриоты», эту власть самозабвенно воспевающие такая же обслуга при колониальном путинском хозяйстве, как и мнимо враждебные им либералы (которые, кстати, также недовольны Парфеновым, ставя ему в вину уже «нарушения корпоративной этики» и тому подобный заклинательный бред, существующий в сознании только самих либералов). При этом действительные причины закрытия «Намедни» далеки от домыслов подпевающих так, очередной приступ мелкой трусливой злобы, столь характерной для Кремля.
Зато из этой истории, на мой взгляд, выяснилось главное: пылкая любовь «консервативной» публики к капитализму, их трогательное желание грудью встать, но не допустить показа на ТВ бесправия и нищеты.
Теперь уж у меня на их счет никаких иллюзий.