И милость к падшим призывал…

Во славу классовой войны, или клеветникам Парфенова.

У национал-патриотов праздник: закрыли программу «Намедни». Скромных достоинств телефунционеры Сенкевич и Герасимов, сами того не зная, сделались в одночасье героями в кругу ревнителей патриотического благочестия. Увольнением Парфенова они, оказывается, «напомнили власти о ее сакральной природе». Если и дальше рассуждать в подобном духе, то телевизионные бароны, возможно, окажутся также и тайными агентами Союза Православных Хоругвеносцев. Что поделаешь, любовь к цензору самодостаточна и неизбывна.

Но чем же виноват Парфенов, какие упреки предъявляют ему паладины великодержавия? Отметем сначала обвинения самые абсурдные и бессмысленные.

Рассуждения в том духе, что, дескать, программа «Намедни» была рассадником «гнойного гламура» (Д. Дондурей), этаким безнравственно-развлекательным шоу, и ровно за эти качества ее следовало закрыть, не выдерживают никакой критики. Национал-патриоты, как и либеральные кинокритики, почему-то «забывают» о том, что все вообще коммерческое капиталистическое телевидение есть одно сплошное развлечение самого низкопробного свойства, равно как и вся современная русская медиа-индустрия в целом. Если вспоминать о прочих существующих в нашей природе гнойных телешоу, то Парфенов — несомненный эстетический титан.

О гламуре же нечего и говорить — достаточно привести в пример Сергея Шолохова («Тихий Дом»), в разгар антибуржуазного каннского демарша обсуждавшего исключительно бриллианты и платья тамошних VIP-гостей. Вот, казалось бы, хороший повод для патриотического негодования — шокирующе лакейское сознание русского гламурного буржуа. Однако национал-патриоты оживляются только если речь заходит о критике родного строя — что вполне подтверждает надуманность всех художественных претензий к «Намедни».

Прямо политические упреки и вовсе поражают своей дикостью. «Леонид Парфенов…сравнил президента Владимира Путина с эльфом из книги о Гарри Поттере. И сегодня в своих стараниях по разрушению символьных основ власти, показывая клонированных Путиных во всех видах, телефокусник все же зашел слишком далеко…» — пишет г-н Солозобов. Ужасное преступление, не правда ли? С эльфом сравнил! Боюсь только, что я не могу разделить негодования консервативного публициста — мне отчего-то не кажется, что сравнение великоросса Путина с явно инородческим эльфом разрушает «символьные» основы власти, даже если мы все, дружно сойдя с ума, договорились таковые основы охранять. В США, например, все мыслимые и немыслимые обидные сравнения и характеристики Дж.Буша-младшего являются общественной нормой — однако пресловутые «символьные основы» у тамошних держиморд почему-то вот взяли и не рухнули, а, напротив, еще и весь мир под себя подминают. Более того, сам нынешний президент и положил начало очередному циклу «нахальных фокусов», заявившись на предвыборные теледебаты в 2000 году в маске Альберта Гора — все равно как если бы В.В.Путин порадовал зрителей того же «Намедни», нарядившись Платоном Елениным.

Американская (вполне себе «символьная», кстати) государственность, вопреки суровой логике г-на Солозобова, как-то устояла после такого страшного удара.

Также нам сообщают о том, что Л.Парфенов — грозный «медиа-диктатор», и его «выключение» является «единственным шансом власти». Странно, мы-то думали, что полноправными диктаторами путинского телеэфира являются выступающие в жанре «труженики села рапортуют» каналы ОРТ и РТР. Приходится констатировать, что беспредельное убожество «главных» каналов настолько очевидно даже для национал-патриотов, а самодержавно-капиталистическая власть так слаба перед одной еженедельной передачей, что только репрессивные меры способны поднять репутацию госпропаганды, в любом другом случае посылаемой зрителями в глубокую тузлу.

Однако все это довольно маргинальные претензии. Смертные грехи «Намедни» обнаруживаются дальше. Мы узнаем что Парфенов «деконструировал все виды модернизации в России», «уничтожал символьные ценности окружающего нас мира».

Это какие же, интересно, виды модернизации были «деконструированы» Парфеновым — быть может, реформа ЖКХ, вгоняющая советских некогда людей в средневековое состояние? Или модернизацией у национал-патриотов принято считать ту беспросветную нищету, которую находило «Намедни» в армии РФ? Или приключения на олигархических курортах? Ну а «символьные ценности окружающего нас мира» — под ними, надо понимать, подразумеваются «стабильность», «путинское большинство» и «удвоение ВВП», уничтожаемые Парфеновым путем уникальной на русском ТВ демонстрации того голодного и холодного кошмара и тех бараков, в которых настоящие представители этого мифического «большинства» живут.

Давайте назовем вещи своими именами.

Программа «Намедни» была последовательным источником разжигания классовой войны. В этом было ее главное достоинство. Снятые буквально встык, подряд, сцены из жизни богатых и бедных заставляли огромную аудиторию Парфенова ненавидеть капиталистических хозяев России. Даже В.И.Ленин не мог бы придумать более удобного и мощного инструмента антибуржуазной пропаганды в условиях полицейского режима. И в этом смысле собственные мотивации Парфенова абсолютно несущественны — результат в любом случае налицо. В то время как всякий настоящий «гламур» создает невидимую символическую завесу, позволяющую богатым забыть о существовании бедных, «Намедни» самым «поджигательским» образом напоминали бедным о существовании богатых, демонстрируя попутно всем промежуточным слоям истинную картину путинского режима — возможно, самого социально несправедливого в истории России.

Пробуждение классовой ненависти, осознание широкими полупассивными массами той катастрофы, в которую ввергли Россию «эффективные собственники», «крепкие хозяйственники», вообще весь правящий режим — это сейчас главная общественная задача. И программа Парфенова с ней справлялась великолепно.

Однако национал-патриоты ненавидят такую постановку вопроса. Они могут твердить только о заговорах «либералов и инородцев», тогда как обнажение классовой подоплеки вопроса, обвинение капиталистической власти в целом для них страшнее любого яда. А ведь достаточно было хотя бы раз посмотреть «Намедни», чтобы рассыпались мифы и легенды о «хорошем Путине» и «хорошей национальной буржуазии», против которых злоумышляют «плохие евреи и кавказцы». Аудитория Парфенова видела — агонизирующая нищета и триумфальная гангстерская роскошь не имеют национальных градаций, и разрыв между ними не только не сглаживается существующей властью, но равнодушно поддерживается и укрепляется.

Ну а негодующие «патриоты», эту власть самозабвенно воспевающие — такая же обслуга при колониальном путинском хозяйстве, как и мнимо враждебные им либералы (которые, кстати, также недовольны Парфеновым, ставя ему в вину уже «нарушения корпоративной этики» и тому подобный заклинательный бред, существующий в сознании только самих либералов). При этом действительные причины закрытия «Намедни» далеки от домыслов подпевающих — так, очередной приступ мелкой трусливой злобы, столь характерной для Кремля.

Зато из этой истории, на мой взгляд, выяснилось главное: пылкая любовь «консервативной» публики к капитализму, их трогательное желание грудью встать, но не допустить показа на ТВ бесправия и нищеты.

Теперь уж у меня на их счет — никаких иллюзий.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram