В Мраморном зале, в Мраморном зале…

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия.

Первое послание фессалоникийцам апостола Павла. 1 Фес 5

Российская политическая элита дисциплинированно выслушала очередное президентское Послание. Это событие случилось в Мраморном зале Кремля. В том самом зале, в котором в советские времена собирались судьбоносные пленумы ЦК. Именно этот зал так любили показывать во всех голливудских страшилках о холодной войне.

Припоминаете картинку?.. Мраморная кишка, набитая безликой руководящей массой в партийных пиджаках и военных мундирах. Партхозактив, скучно внимающий привычным докладам о повышении благосостояния народа и речам о доступном образовании и медобслуживании. Номенклатура, зевая, слушала об очередных планах наконец даровать населению жилье или затертые обещания превзойти уровень давно минувшего года.

Но когда функционеры дружно аплодировали обращенным к ним лозунгам вождей, а в конце доклада хором пели свой гимн, любому зрителю все становилось ясно. Вот он — монолит власти, спаянный единством своих внутренних целей и задач. Мощный кулак, пусть и состоящий из отдельных руководящих товарищей. Ответственных и освобожденных работников, объединенных рамками корпоративной идеологии и этики, а не одним презрением к населению.

С точки зрения «Нью-Йорк Таймс» с тех пор ничего почти не изменилось. В Мраморном зале все так же дружно хлопают и поют хором. Если и мелькнет на экране лицо молодого авторитетного политика, то оно сразу же уравновешивается бывшим секретарем ЦК или экс-членом Политбюро. Однако нельзя не видеть и изменений. И дело не только в новом покрое пиджаков и не в том, что часть мундиров заменили церковные облачения. Ведь квота на духовных лиц в зале вполне бы соответствовала норме еще советского Форума борцов за мир.

Беда в другом. Сегодня в России нет элиты как единой корпорации. Верный признак тому — «верхи» уже не поют хором. А, как пишет все та же Таймс, видно лишь «чуть заметное шевеление губ на лицах некоторых депутатов». Недаром полный список из всех семи лиц, способных петь или хотя бы знающих слова гимна, приведен в газете. Когда-то диссиденты злословили, что делегаты съезда КПСС знали слова только первого куплета Интернационала. Справедливо, это было верным признаком скорого разложения номенклатуры. Но что бы они могли сказать теперь?

Но сегодня профессиональные толкователи. посланий видят его новизну в бюрократической консолидации общества. Незаметно для себя они уподобляются персонажам Андрея Платонова: «Бюрократия имеет заслуги перед революцией: она склеила расползавшиеся части народа, пронизала их волей к порядку и приучила к однообразному пониманию обычных вещей». Отсюда даже следует смелый вывод о фактическом «формирование единой нации». Однако, логично было элитам начать с себя, формируя ядро этой самой российской политической нации. А не быть «свободным обществом свободных людей». Точнее, со-обществом, свободно собравшимся послушать ритуальное Послание, а затем свободно разошедшегося обсудить насущные перспективы футбольного матча.

Можно утешиться тем, что реальная политическая элита не ограничивается лицами, приглашенными в Мраморный зал, или даже простой суммой лиц, принимающих решения. Однако подлинная элита должна быть объединена глубинным сходством ценностных установок и норм поведения. Как было справедливо замечено, «если группы внутри элиты не только различны, но и не едины, то это означает конец государства».

Но следует ли перед лицом нарастающих кризисов, поспешно «освобождаться от лояльности к государству» и декларировать, что «государство в нынешнем его виде больше не ценность». Пусть даже справедливо указывая, что существующее имитационное государство не собирается отстаивать наши интересы, поскольку оно устраняется даже от своих прямых обязанностей по поддержанию порядка. Но интересы выживания требуют от нас не интеллектуальных капризов и не интенсивной политической модернизации режима. Все это только ставит с новой остротой политический вопрос об назревшем учреждении государства.

Эту проблему невозможно решить риторическими призывами в духе идеализма «снизу». Стенаниями о том, что государство должно осознавать свою ответственность перед гражданами и выполнять свои задачи. Или дежурными воззваниями к совести «верхов». Или, как обычно пишут, «надо сделать так, чтобы элита осознала, что здесь живут люди, а не сырье, из которого можно извлекать счета в зарубежных банках, дачи на Рублевке, виллы на Лазурном побережье и физиологическое насаждение». Вряд ли задача учреждения государства может быть выполнена сегодняшней «элитой».

Сегодняшняя российская «элита» является таковой исключительно по своему «положению», но никак не по исполняемым ей «функциям». Ведь основная функция элиты — это управление всеми ресурсами, существующими в обществе, в соответствии с внутренне осознанными целями. Сегодня наша «элита» опустилась из состояния политического класса на уровень «высшего среднего класса», направив свою бурную деятельность на формирование собственной семейно-клановой экономики.

Однако гедонизм и потребительство не создают идеологии. А деполитизированный стиль жизни «высшего среднего класса», как освобожденных и безответственных работников, не подразумевает даже наличия групповых целей. Подлинные элиты оперируют всеми ресурсами общества, в интересах как самого общества, так и непосредственно элиты. Индивидуальное развитие элиты мыслится, прежде всего, через призму развития общества — ведь «семьей» для «нормальной» элиты является общество в целом. Российская элита, добровольно примерив к себе роль «высшего среднего класса», строго разделяет свои личные цели и общественные задачи. Социальные ресурсы воспринимаются только с позиции чисто конкретной пользы для своей «семейной» экономики.

Так к кому сегодня обращено президентское Послание? В конце концов, наличие адресата просто необходимо для Послания как литературного жанра. Триединые цели Послания — доступное жилье, образование и медобслуживание — не являются сегодня личным социальном планом для наших «верхов». Они давно решили для себя и своей «семьи» эти вопросы. А их положение и связанная с этим статусная рента, лежащая в основе их экономики, никак не зависит от реализации целей послания. Поэтому и нет связи между целями общества и целями элит.

Единственным рычагом управления элитой, да и всеми осколками общества, становится бюрократический идеализм сверху. Внешнее стремление ко всему хорошему и некрепкая внутренняя вера в магию бюрократических формулировок. Сегодня «элита» пытается по-знахарски «заговорить» общество. Сегодня нет не столько конкретных механизмов реализации Послания, сколько приводных ремней от власти к элите. Того социального клея, что образует монолит руководства. Тех действенных рычагов, что делают власть властью. Они нужны не только для того, чтобы «отреформированное» население не нарезало своих ремней из подвернувшихся под руку региональных вождей. Русский бунт «снизу» сегодня выглядит избытчным — его опережает стремительное саморазрушение «сверху».

Когда Послание для элит становится рутиной и ритуалом, надо спешно менять саму элиту. Хотя бы для того, чтобы просто не стать смешным. Не достичь того состояния, когда дежурный юморист из губернаторов заменит дидактическое Послание на комический монолог: В Мраморном зале в Мраморном зале…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram