Павел Данилин, координатор московского отделения Международного мониторингового бюро:
Главное впечатление — безусловное поражение той политической силы, которая победила на выборах в 2004 году и олицетворением которой был нынешний президент Виктор Ющенко. Если мы посмотрим на нынешний состав кабинета министров, очевидно, что в нем представлены силы, которые совокупно получат на выборах не более 25% голосов — я имею в виду "Нашу Украину" и СПУ Мороза. Как бы ни относиться к Юлии Тимошенко, но даже ангажированный наблюдатель должен признать, что БЮТ — политическая структура, которая находится в настоящее время в оппозиции. То же касается и "Партии Регионов" и КПУ Симоненко. Таким образом, кто бы и как бы ни формировал правительство, оно будет сформировано из представителей не "оранжевых", которых по сути уже нет, а из представителей провластных сил и оппозиции. То есть это будет правительство компромисса. А каким будет этот компромисс, покажет уже сегодняшний день.
Фактически, я бы назвал ситуацию, которая сложилась после выборов провалом оранжевого проекта на Украине. Граждане соседнего государства отказались от выбора, сделанного ими полтора года назад, признав его ошибочным.
АПН: Вы говорите о провале оранжевого проекта. Однако оранжевые партии вместе (Блок Тимошенко+"Наша Украина"+СПУ) получают больше голосов, чем Партия регионов. Возможно, проект не провален, но изменил формат?
Павел Данилин:
Не надо подменять понятия. Оранжевый проект — это "проект Ющенко". Этот проект выкинул из своего состава Тимошенко и она не имеет с оранжевыми ничего общего, кроме исторического майдана. Простое арифметическое складывание тех сил, которые когда-то стояли на майдане уже невозможно. Потому, что еще раз повторюсь, в течение полугода БЮТ демонстрировал свою оппозиционность нынешнему режиму, а нынешний режим демонстрировал свое неприятие политики по лекалам Юлии Тимошенко. Складывать в рамках "оранжевого проекта" можно только потенциал тех сил, которые выступают единым фронтом в составе нынешнего правительства — а это социалисты и ющенковские "нашеукраинцы". Любая другая конфигурация сил приводит к тому, что коалиция, какое бы название себе она не взяла, становится не "оранжевой", а компромиссной коалицией, в которой оранжевая власть идет на компромисс с оппозицией. Другое дело, что на Украине сейчас сложилось три центра силы, и власть, как один из центров, может выбирать себе оппозиционного союзника. Либо радикальную Тимошенко, либо умеренного Януковича. Кстати, не надо думать, что это выбор между "прозападным" или "пророссийским" вариантом коалиции. Пророссийского варианта нет.
АПН: Всех интересуют результаты малых партий. Есть ли шансы на попадание в парламент блока Витренко и блока Литвина?
Павел Данилин:
Пока подсчитано около 67% голосов. Судя по региональному распределению, у Витренко еще есть шанс попасть в Раду и преодолеть 3% барьер. Ведь, подсчитаны голоса, отданные, в первую очередь на Западе Украины, где рейтинг Витренко всегда был крайне низок. А те регионы, где у Витренко проходные позиции посчитаны не более чем на 60%. В Севастополе, к примеру, где за "Народную оппозицию" проголосовало почти 10% граждан посчитано всего 40% бюллетеней, в Запорожье — 53%. В целом, Витренко с большим трудом, но может перевалить за барьер. Тем более важно то, что она активно демонстрирует, что не собирается мириться с поражением и обвиняет власти в фальсификациях. Кстати, я бы сказал, что небезосновательно обвиняет. Что касается Литвина, то те регионы, где за него отдавали голоса массово, посчитаны уже на 70-80%. Так что у него остается все меньше шансов попасть в Раду. Думаю, если он поймет это, то присоединится к Витренко в своем протесте против результатов голосования, которое очень сложно назвать истинно демократическим.
АПН: Много говорят о возможной регионализации Украины. Ведь выборы прошли не только в Верховную раду, но и в местные советы. Какова вероятность раскола Украины по региональному признаку?
Павел Данилин:
Вероятность раскола в настоящее время минимальна, поскольку вся политическая элита Украины заинтересована в сохранении единого украинского государства. В такой ситуации стремиться к расколу некому. Другое дело, что в перспективе раскол может стать реальностью, если при создании коалиции не будут учтены интересы населения Востока. Такая ситуация вполне вероятна. Но нынешние лидеры Востока не смогут ни инициировать раскол, ни возглавить его. А движение на раскол снизу будет очень легко подавить сверху. Таким образом, вероятность дестабилизации обстановки в республике можно оценить как высокую, а вот вероятность раскола как низкую. В случае, если нынешний режим пойдет на автономизацию, вероятность раскола тем более будет стремиться к нулю.