Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Нынешние выборы на Украине впервые в СНГ проходили по полностью пропорциональной системе. Обычно выборы по пропорциональной системе в любой стране, тем более с таким низким барьером, как на Украине (3%), приводят к сильно многопартийному парламенту. Однако сегодня на Украине это не так.
После оранжевой революции страна чрезвычайно сильно поляризована. Поэтому почти все голоса украинцев отошли либо к крупным оранжевым партиям, либо к Партии регионов. Люди голосуют не за близкие им по идеологии партии, а за наиболее сильные и проходные из в принципе близких к ним. Доказательством этого является подтверждение моего прогноза о чрезвычайно малом количестве голосов, отданном за блок Литвина, единственную во всей Украине партию, пытавшуюся по своим идеологическим позициям быть посередине между оранжевыми и бело-синими. Такого электората в сегодняшней Украине просто нет. Принципиально также распределение голосов внутри "оранжевого" фронта". То, что блок Юлии Тимошенко получил значительно больше голосов, чем Народный союз "Наша Украина" свидетельствует, что оранжевые избиратели недовольны политикой Ющенко.
Правительственное будущее Украины напрямую не связано с итогами голосования. Результаты голосования говорят о том, что большинство украинцев голосует против нынешней власти, за повышение уровня жизни и за права русского языка. Последний пункт особенно важен — по данным социологов, не меньше трети избирателей блока Юлии Тимошенко выступают за права русского языка.
Однако правительство будет сформировано в соответствии с совершенно иными основаниями. Сегодня уже ясно, что лево-центристская, бело-голубая коалиция не набирает большинства, даже если к ней примкнут социалисты. Оранжевая коалиция арифметически возможна, но, судя по всему, напряженные отношения между Ющенко и Тимошенко делают ее крайне маловероятной. Похоже, Украине придется выбирать между большой коалицией и новыми парламентскими выборами (в случае, если Верховной раде в течение двух месяцев не удастся сформировать новое правительство).
Однако сама по себе большая коалиция точно так же содержит в себе две возможности. Она может оказаться всеукраинским термидором, взаимным предательством как идеалов Майдана, так и идеалов борьбы с Майданом, возвращением к циническим коррупционным схемам времен позднего Кучмы, которое ознаменуется взаимным иудиным поцелуем двух Викторов — Ющенко и Януковича. Но она же может ознаменоваться формированием новой, позабывшего о прошлом разделении на оранжевых и бело-голубых украинской политики, начинающей решать реальные проблемы Украины как экономические, так и культурно-языковые.
В пользу первого сценария говорит та подозрительная легкость, с которой вчера еще непримиримые представители "Нашей Украины" и Партии регионов говорят о готовности к переговорам. Однако есть свидетельства и в пользу второго варианта. Например, вчера в прямом эфире передачи "Свобода слова" в ответ на мой вопрос руководитель предвыборного штаба Партии регионов Кушнарев заявил, что даже в случае большой коалиции Партия регионов будет бороться за статус русского языка как второго государственного.
Критерием выбора между двумя сценариями является прохождение или непрохождение в Раду Блока Натальи Витренко "Народная оппозиция", по поводу которого все экзит-поллы подозрительно балансируют межу 1,9% и 3,6%.