"Духовный суицид": Зачем нужен Великий пост?
- 06.03.2006, 11:11,
- Новости
- 0
- 0
Facebook
Вконтакте
Мой мир
Google+
Сегодня первый день Великого Поста. В Постной Триоди — главной великопостной богослужебной книге — читаем: "Прииде пост: мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков". Для современного человека пост — это зачастую лишь продолжительная, причем не слишком обязательная, диета. А ведь пищевое воздержание — это лишь один из аспектов истинного поста, причем далеко не центральный. В вышеприведенной богослужебной формуле, между прочим, о питании вообще нет ни слова. Что же такое Пост на самом деле?
В разговоре с одним из своих тайных учеников Никодимом Спаситель определяет смысл и цель подлинной духовной жизни, как "второе рождение". Никодим попробовал представить, как он, солидный мужчина с окладистой бородой, сможет поместиться в материнской утробе
И не смог. Спаситель, конечно же, имел в виду другое.
Обыкновенный (или, как его называет апостол Павел, — "ветхий") человек со всеми его привычками и предрассудками — это то, с чем необходимо расстаться. "Ветхие мехи", содержащие прокисшее вино Ветхого же Завета, не подлежат починке — их место на свалке. Новый человек не может возникнуть в человеке Ветхом эволюционно. В 12 главе Евангелия от Иоанна читаем: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем (то есть ненавидящий себя в нынешнем, ветхом качестве АПН) сохранит ее в жизнь вечную"
Светлое Христово Воскресенье, Пасха — есть рождение нового человека. Предшествующие этому событию сорок дней — посвящены, таким образом, умерщвлению ветхого.
В древности крестили преимущественно на Пасху. За время Великого Поста оглашенный (готовящийся к крещению человек) должен был навсегда расстаться с собою прежним. Из крещенской купели должен был выйти новый человек.
Но крещение совершается только один раз. А приметы "ветхого", небреображенного человека сопутствуют нам и после крещенской купели. И тогда помощь приходит Великий пост.
Великий пост для нас — это еще один шанс пережить то, что не было пережито при крещении, шанс "убить" себя ветхого, чтобы заново родиться на Пасху. В полной мере использовать этот шанс для современного человека почти невозможно — ветхий человек живуч. Проходит год — и следующий Великий Пост великодушно предоставляет нам очередную бесценную возможность "духовного суицида". И так всю жизнь
Великопостная традиция пищевого воздержания (к которой зачастую и сводится пост) также имеет глубокий смысл. Священное Писание содержит массу примеров такого воздержания: Моисей, Илья, Предтеча. Самый важный пример, конечно, сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Сорок (а без воскресений — 36) дней — это примерно десятая часть года. Таким образом, сорокадневный пост оказывается своеобразной церковной десятиной — "долей Бога" в нашем календарном году…
Вообще, в пищевом воздержании на определенный срок, как таковом, нет ничего специфически христианского. Все религиозные традиции используют пост как "инструмент" самосовершенствования. Однако подлинная христианская традиция видит в пищевом самоограничении нечто большее.
Адам вкусил запретный плод (нарушил пост, наложенный на него Богом) в результате чего род человеческий оказался вне пределов Эдема. Возникает вопрос: а зачем, собственно, Бог этот пост на Адама наложил? Ни одна традиция, кроме полноценной христианской, не даст на этот вопрос удовлетворительного ответа. Лишь христианин, знающий, что одним из существенных качеств Бога является стремление к самоумалению (по-гречески "кеносис"), может понять, в чем тут дело.
Человек был сотворен по образу и подобию Божьему (кстати, уже сам акт Творения был для непостижимого, трансцендентного Бога колоссальным "кеносисом"). Величие и всемогущество Божие отразилось в превосходстве Богоподобного первочеловека над сотворенным миром (именно тогда, а не сейчас человек был "царем природы", сейчас он скорее ее мучитель). Заповедь о плоде Древа познания была попыткой поднять человека на следующую ступень Богоподобия. Человек должен был, подобно Богу, поступиться какой-то частью своего могущества. Для начала хотя бы не есть что-то такое, что хочется съесть. Адаму это оказалось не под силу.
Поступок, противоположный поступку Адама, совершил Христос в Гефсиманском саду. Всем своим человеческим существом трепеща в преддверии крестных мук, он, тем не менее, безропотно соглашается на мученическую смерть.
Бессильные следовать за Христом, мы, нарушая заповедь поста, повторяем малодушный поступок Адама. Между тем, воздержание от определенных продуктов на непродолжительный срок — это самый первый, самый легкий, самый необременительный шаг на пути от павшего Адама к воскресшему Христу.