Владимир Голышев, политолог:
Результат предсказуемый. После феерических "выборов в парламент Чечни" результат голосования в Москве не представляет ровно никакого интереса. Было такое популярное заблуждение — мол, выборы в Мосгордуму являются важным индикатором, позволяющим что-то предсказать насчет выборов в Госдуму РФ. На "чеченские выборы", вообще, мало кто внимание обращал — думали, что там будет традиционный "туркменский результат". Ведь, не для кого не секрет, что Чечня сегодня — личная собственность цеторойского клана феодала Рамзана Кадырова. У феодала этого симбиоз с "путинской группировской", контролирующей в данный момент Кремль. Вроде бы кадыровкая челядь должна была в полном составе вступить в "самую массовую и ответственную российскую партию", которая, в свою очередь, должна была получить "туркменский процент". Но не тут-то было…
АПН: Давайте вернемся к выборам в Мосгордуму.
Владимир Голышев:
Они самостоятельной ценности не представляют. Давайте разберемся с Чечней, и нам станет все понятно в Москве. Итак, что произошло в Чечне неделю назад? А вот что — кадыровская челядь была распределена по трем стойлам: большое — "Единая Россия", и два маленьких — КПРФ и СПС. В итоге получился образцово-показательный "медведь с крылышками". Владимир Путин даже пиджак снял от возбуждения, когда перед объективами телекамер поздравлял кадыровского постельничего — "президента" Алханова — с "грандиозной победой демократии". И престарелый хиппи из ПАСЕ (напоминаю, что у "путинской группировки" с европейскими покупателями нашей нефти и газа свой симбиоз) подтвердил — мол, да, апофеоз демократии налицо. Таким образом, всей России предъявили эталон.
АПН: То есть, вы утверждаете, что выборы в Мосгордуму — не более, чем повторение "чеченского сценария"?
Владимир Голышев:
По-моему, это очевидно. Разумеется, с точки зрения "путинской группировки", Москва до "подлинной демократии" пока не доросла. Вот, скажем, "Родина". Нарисовать ей 9% — дело нехитрое. Но выглядеть это будет абсолютно неправдоподобно. Приходится "Родину" с выборов снимать. Больше половины "Единой России" в Москве тоже не пририсуешь — засмеют. Потому приходится относительно правдоподобные 46-47% делать и отыгрываться на одномандатниках. Но это все естественные "неполадки в пробирной палатки", так сказать, "болезни роста". Путь к "демократии нигерийского образца" долог и тернист — слишком образованный народ, слишком мало "выходцев из стран СНГ". Но дорогу осилит идущий.
АПН: Из ваших рассуждений следует, что мнение москвичей, вообще, никак не повлияло на результаты голосования.
Владимир Голышев:
Не совсем так. Москва — пока еще не совсем Чечня. Постановщики выборного спектакля в Москве должны обеспечить хотя бы минимальное правдоподобие объективности результата (в Чечне — это ненужная роскошь). У "Единой России" есть солидный задел (20-25%) — коммунальщики, муниципальщики, милиция, военнослужащие и т. д. То есть, те, кто "правильно" проголосует при любых обстоятельствах. В условиях, когда удален фаворит (партия "Родина"), к этому заделу нужно вбросить совсем немного. Еще проще обеспечить прохождение "крылышек". За КПРФ, например, после удаления "Родины" можно вообще ничего не вбрасывать…
АПН: А что вы скажете о результате "Объединенных демократов"?
Владимир Голышев:
Я надеюсь, никому не надо объяснять, что 11 "демократических" процентов им нарисовали. "Яблоко" и СПС лишь однажды за всю историю их позорного существования были оставлены один на один с избирателями. Я имею ввиду парламентские выборы 2003 года. "Яблоку" и СПС тогда настоятельно не рекомендовали брать деньги у Михаила Ходорковского, а они не послушались и взяли. Результат известен — они тогда не смогли преодолеть даже ничтожный 5-процентный барьер. "Демократы" пытались скандалить, занялись пересчетом голосов и быстро успокоились, когда результаты оказались еще ниже официальных. Отлично помню их возмущенные выкрики той поры — "демократы" практически открытым текстом обвиняли Кремль в том, что он не "дорисовал" им недостающие проценты. В этот раз у них нет повода на Кремль обижаться — он свои обязательства выполнил, так же, как они свои.
АПН: Вы имеете ввиду сенсационное заявление Чубайса?
Владимир Голышев:
Да, конечно. "Демократам" на пальцах объяснили, что, согласно опросам, они так и не переступили грань уверенного прохождения в Мосгордуму. В этих условиях можно, конечно, "не протягивать руки", но тогда вероятность "протянуть ноги" как 2003-м равна 100-процентам (если, паче чаянья они лишний процент получат, ничего не стоит его отнять). Поэтому нужно слушаться старших и добросовестно играть в "кремлевском утреннике" роль злодея (кстати, лидер чеченского отделения СПС — масхадовский приближенный, еще в прошлом году бегавший по горам с автоматом в руках). Чубайс нервно потряс чубом и промямлил по бумажке свою "морозную страшилку". В итоге "Единая Россия" в момент голосования ассоциировалась исключительно с античубайсовскими заявлениями Лужкова, "Объединенные демократы" получили свои честно заработанные 11 "нарисованных" процентов, а проверенные мосгордумцы — Бунимович и Новицкий, облегченно вздохнув, уселись в свои же, еще не остывшие мосгордумовские кресла.
АПН: Но "Объединенные демократы" настаивают на том, что получили 14%.
Владимир Голышев:
А вы можете вспомнить случай, когда они этого не делали? Интересно другое: "казус Чубайса" показал, что персональные выборы (одномандатники и довыборы в ГД РФ) в Москве прошли вполне по-чеченски. Дело в том, что "чубайсовско-лужковский сюжет" рикошетом ударил по 199-му округу, в котором баллотировался полковник Квачков — обвиняемый в подготовке покушения на главу РАО "ЕЭС России". Все "экзит-полы" показывали победу полковника с большим отрывом — около 60% опрошенных на выходе из избирательного участка заявили, что проголосовали за него. В этих условиях победа "единороса"-ренегата Шаврина (на прошлых выборах он выступал против "Единой России") выглядит вполне по-чеченски. То же самое можно сказать о "проигрыше" крайне популярных в своих округах кандидатах-"родинцах" и других популярных кандидатах-"неединоросах". Здесь организаторы выборного спектакля уже не церемонились.
АПН: Что должны были делать москвичи в условиях ползучей "чеченизации" Москвы?
Владимир Голышев:
Единственная форма голосования, которую действующая власть оставила у нас в руках — сознательная порча бюллетеня. Тот факт, что статистика по испорченным бюллетеням, по крайней мере, в теленовостях не озвучивается, говорит сам за себя. Думаю, что уже на этих выборах такой форме голосования отдали предпочтения очень многие избиратели. Думаю, что в самое ближайшее время она станет самой популярной.
АПН: Кого можно назвать победителей прошедших выборов?
Владимир Голышев:
"Чеченские выборы" — не подразумевают состязательности. А значит, и о победителе говорить не приходится. Но о некоторых итогах сказать можно. Во-первых, налицо полный провал всех попыток власти управлять предпочтениями москвичей с помощью политтехнологических инструментов. Сделанные "на коленке" электоральные проекты (вроде "Свободной России") побили все рекорды по бесполезности и пафосной глупости их участников, уже ставших всеобщим посмешищем. Все политики, мобилизованные для дискредитации "Родины" (в том числе, "тяжеловесы" — Бабурин и Глазьев), фактически лишили себя политического будущего. В итоге все решил грубый произвол, апофеозом которого стали незаконные налеты милиции на квартиры "неблагонадежных" молодых политиков и нелепый арест политического пенсионера Баркашова.
С другой стороны, мы получили ясное представление о том, какую "демократию" собирается строить в стране "путинская группировка", а также о "политических гастрарбайтерах" уже взявших подряды в этом строительстве. Речь идет о жирном медведе с крылышками — КПРФ и "Объединенные демократы". Вокруг могут летать стайки "политической мошкары", но на анатомии сего чудища их присутствие никак не скажется.
Итог этих выборов я считаю крайне позитивным. Наступила долгожданная ясность. Теперь только конченные мерзавцы или клинические идиоты могут проповедовать "позитив" и "конструктив". Национально-освободительная борьба (в любых формах), наконец, стала единственным адекватным способом рефлексии на складывающуюся политическую реальность. Линия фронта прочерчена с бритвенной точностью: по одну сторону — высокообразованное, цивилизованное и европейское по своей сути коренное население России, по другую — дикая "африканская" власть, пытающаяся превратить страну в непрерывно стагнирующую "газо-нефтяную Нигерию". Фактически речь идет о превращении России в классическую колонию. Экономически — это уже практически свершившийся факт. Политически — это происходит на наших глазах. Демографически и социально — дело самого ближайшего будущего.
В этом контексте, партии "Родина" предоставлен уникальный шанс — стать ядром нарождающегося субъекта национально-освободительной борьбы. Я не обманываюсь насчет "человеческого материала", из которого "Родина" выстроена. Не считаю ее лидера сверхчеловеком. Допускаю, что для "Родины" роль знаменосца неожиданна, непривычна и неуютна. Но такой шанс ей уже больше никогда не выпадет. И я искренне верю, что "Родина" его не упустит.
АПН: Как нарождающийся субъект национально-освободительной борьбы, ядром которой вы считаете "Родину", будет реагировать на результаты выборов в Мосгордуму?
Владимир Голышев:
Я бы предложил "Родине" очень точно расставить приоритеты. Есть большое искушение сконцентрировать все свои силы на борьбе за своих одномандатников. Результат будет нулевой. И самое главное, население не отнесется к такой борьбе с сочувствием.
Я бы поставил во главу угла требование пересмотра результатов довыборов в ГД РФ по199-м округу. Владимир Квачков должен стать нашим общим знаменем.