АПН: По вашему мнению, что послужило причиной сегодняшнего неожиданного нападения боевиков на столицу Кабардино-Балкарии?
Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ:
Я не вижу в этом ничего неожиданно. Следовало ожидать, что рано или поздно нечто подобное произойдет. Война идет по всему Северному Кавказу — Чечня, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария. Она не прекращалась. Мы знаем, что в Кабардино-Балкарии действовало исламистское ваххабисткое подполье. В январе там были произведены зачистки и аресты, но, видимо, недостаточно плотно. Сейчас там произошла смена власти, пришел новый, энергичный президент, который решительно взялся за ваххабитов. И они сыграли на опережение, решили атаковать государственные учреждения.
АПН: Говорят, что ТВ нападении могут быть замешаны чеченцы?
Михаил Александров:
Думаю, чеченский элемент присутствует. Там проживает много чеченцев, не исключено, что среди них были боевики, люди, связанные с террористическими организациями или теми, кто получает финансовую подпитку с Запада.
АПН: Причину дестабилизации видят в тяжелой экономической ситуации…
Михаил Александров:
Это внешняя агрессия. Тяжелая ситуация, например, в Тверской области, но там же нет ваххабитов. Тяжелая экономическая ситуация необходимое, но недостаточное условие для возникновения партизанской войны.
Предыдущее руководство Кабардино-Балкарии недостаточно эффективно боролось с ваххабитами. Оно демонстрировало брежневский стиль правления, старалось не раскачивать лодку. Поэтому ваххабитам удалось создать ячейки и инфраструктуру. Новый президент взялся за дело решительно, мы видим результат. Это месть террористических структур новому руководству республики.
Кроме того, это связано и с международной обстановкой. Грузия активизировалась в направлении выдавливания российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии. Россия пытается поддерживать Каримова и Алиева. Это вызывает недовольство определенных кругов на Западе, которые пытались путем бархатных революций подмять под себя постсоветское пространство. Им необходимо дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, чтобы показать, что Россия — немощный игрок и на нее не стоит ориентироваться. Вспомним, что аналогичная ситуация сложилась в Беслане — сразу же после того, как Россия Южную Осетию.