АПН: Президент Путин подписал указ о назначении первых 42 членов Общественной палаты. По вашему мнению, каких принципов придерживался глава государства при формировании палаты? И что получилось в итоге?
Владимир Голышев, политолог:
Главный принцип, я полагаю, соответствовал основному принципу врачебной деятельности — не навреди. В данном случае, не навреди себе. Хочу напомнить, что в начале сентября в СМИ был сознательно "слит" предварительный список, который очень бурно обсуждался. Некоторые персоны, получившие путинское приглашение, активно стали раздавать интервью и сообщать о своих далеко идущих планах. Особенно запомнились 19-летний комиссар антифашистской демократической организации "НАШИ" Юлия Городничева и видный интернет-деятель Ярослав Греков.
Параллельно с этим многие высказывали недоумение в связи с засильем в столь ответственном органе разного рода артистов, юмористов, куплетистов, шоуменов и прочих сомнительных личностей.
Окончательный список свидетельствует о том, что информационное пространство Администрацией президента РФ тщательно мониторится и анализируется. Дружный хохот, который не могла не вызвать добрая половина предварительного списка учтен. И это приятно. Таким образом, все, кто публично высмеивал президентских "кандидатов" де-факто выступили в роли консультантов. Полагаю, что всем нам за это полагается премия.
АПН: По вашему мнению, кто может стать членами общественной палаты в будущем, ведь назначена только ее первая треть? Какова будет роль ОП в российской политике?
Владимир Голышев:
Да кто угодно! Аппаратная логика причудлива, а коридоры Администрации президента извилисты. Злые языки, например, поговаривают, что туда потянутся лоббисты из рекламного бизнеса и, возможно, компаний производителей алкоголя. Новому органу якобы отдадут на откуп "культурное воспитание населения", "нравственность" и прочую "духовность", а это весьма денежные отрасли народного хозяйства.
АПН: Обращает на себя внимание своеобразный состав представителей конфессий. Например, в списке есть раввин Бер Лазар, но нет Шаевича, есть муфтий Гайнутдин, но нет его постоянного оппонента Таджуддина. Кроме того, уровень представительства Русской православной церкви невысок — ее представляет митрополит Климент, хотя было бы логичным видеть в составе ОП главного церковного дипломата митрополита Кирилла. Чем вы это объясняете?
Владимир Голышев:
Митрополит Кирилл, в начале сентября высказал свою позицию на этот счет. По его мнению, представителям всех традиционных конфессий следовало бы воздержаться от участия в Общественной палате, как органе де-факто политизированном. Действительно, общество к формированию данного списка не имеет ни малейшего отношения — президент абсолютно произвольно выбрал симпатичных ему лично людей, которые в свою очередь будут безо всякого участия общества подбирать тех, кто симпатичен им лично. В итоге мы получаем ту же "Единую Россию", только "вид сбоку". Участие в таком, мягко говоря, политически ангажированном органе да еще на уровне первых лиц — это тяжелое решение для религиозных организаций, ценящих свою репутацию. В итоге, РПЦ в Общественной палате представляет владыка Климент, возведенный в сан митрополита в прошлом году и хотя бы уже по этому не относящийся к числу наиболее авторитетных церковных иерархов. Это достойный и опытный человек, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Но не более того.
Таким образом, участие РПЦ в Общественной палате может быть признано формальным и — я бы рискнул добавить от себя — "вынужденным". На этом фоне первые лица, представляющие мусульман и иудеев выглядят несколько двусмысленно. Создается ощущение странной разбалансированности. Хотелось бы верить, что она не отразиться на деятельности этого нового органа со странными, не до конца понятными полномочиями.
Что же касается персоналий, то они предсказуемы. Равиль Гайнутдин традиционно ассоциируется с исламом политическим — наступательным, активным, создающим проблемы. Власть всегда старается заигрывать с теми, кого боится. Шаевич и РЕК в глазах Кремля дискредитированы связями с Гусинским и Невзлиным, а Берл Лазар давний и проверенный партнер.