АПН: Как вы прокомментируете нападение на участников совещания оппозиционных молодежных движений (НБП, АКМ и др.)? Было ли это случайно й акцией хулиганов или целенаправленной провокацией?
Станислав Яковлев, координатор молодежного движения "Пора!":
Безусловно, целенаправленной провокацией. Я имею представление о политической активности футбольных хулиганов — точнее, о полном отсутствии таковой. Футбол — вне политики, это официальный лозунг фанатского движения. И именно эта политическая индифферентность позволяет хулиганам браться за оплачиваемые подряды на "жесткую работу" — им все равно, кому квасить нос, к любой политике они сознательно невосприимчивы. Аполитичность — базовый элемент фанатской идеологии.
Примененная тактика характерна для футбольных фанатов, которые скрываются с места побоищ на специально арендованном автобусе, либо очень точно просчитывают работу общественного транспорта.
Нападение на оппозиционных активистов ни в коем случае не могло быть спонтанной инициативой hools, об этом говорит и весьма качественная, ресурсоемкая организация акции. Вне всякого сомнения, имело место "управление сверху".
Более того — во внутренних разборках фанаты не используют оружия вообще. Принципиально. Самое страшное — кастеты и цепи, и то не всегда одобряется. Так что смею уверить — весь арсенал был закуплен на один раз именно для этой конкретной акции.
То есть происшедшее — явный заказ.
АПН: Кто, по вашему мнению, мог стоять за организаторами избиения?
Станислав Яковлев:
Бьют, как известно, не по доброте душевной, а из желания доставить неприятности, наказать или проучить. Не думаю, что ошибусь, предположив за организаторами избиения стоят силы, враждебные оппозиции — следовательно, дружественные официальному Кремлю.
Пока что из всех провластных сил в тесных связях с футбольными фанатами, равно как и в поддержке лидеров фанатских бригад "быстрого, прямого и убедительного реагирования" замечено в основном движение "Наши". Так же стоит учесть, что официальные лица, лидеры и комиссары движения, неоднократно позиционировали своим главным и безусловным врагом именно НБП, многократно выдвигая против лимоновцев абсурдные обвинения (к примеру, в фашизме) на страницах своих агитлистков.
Схожесть риторики погромщиков с официальными формулировками "нашисткой" пропаганды также дает дополнительный повод для размышлений.
АПН: Ваш прогноз дальнейшего развития событий? Приведет ли случившееся к деморализации оппозиции или, напротив, поднимет ее боевой дух?
Станислав Яковлев:
Оппозиционеры избрали странную тактику. Тактика эта называется — "сплоченные общим несчастьем". Когда общее несчастье сплачивает владельцев и посетителей магазина "Фаланстер", это одно. Но когда несчастье цементирует людей, главная цель которых — свержение власти — остается только удивляться. Мы видим растерянных, утешающих друг друга подростков.
Битых у нас жалеют, но не любят. Желающий стать властью должен показать свою силу, чтобы дать уверенность всем, нуждающимся в его защите. Будешь нытиком — императором не станешь.
Мой прогноз — либо силовое воздействие закалит оппозицию и мы получим новую, готовую к активным действиям антивластную силу, либо она рассеет и низложит ее. В этом случае обновленная оппозиция возникнет по "инициативе снизу".