АПН: Президентские выборы в Казахстане назначены на декабрь текущего года. Кто из политиков, по вашему мнению, примет участие в борьбе за президентское кресло?
Вячеслав Смирнов, директор Института политической социологии:
Выборы случились несколько ранее ожидаемого срока, так как в августе Конституционный Совет дал трактовку статей Конституции, где сказано, что президент принимает присягу во вторую среду января. Из этого вытекает, что выборы должны состоятся не позднее декабря 2006 года. В сентябре мажилис парламента их официально объявит.
Нурсултан Абишевич Назарбаев уже подтвердил, что будет участвовать в выборах.
АПН: Всех интересует, насколько вероятна в Казахстане навязшая в зубах "бархатная революция"?
Вячеслав Смирнов:
Я не вижу соперников Назарбаеву.
АПН: Значит ли это, что рейтинг президента очень высок? Говорят, что он может набрать 2/3 голосов уже в первом туре.
Вячеслав Смирнов:
Назарбаев действительно пользуется если не поддержкой, то, по крайней мере, массовым уважением населения. Во-первых из-за того что "от добра добра не ищут", а во-вторых "других столь мощных кандидатов" на горизонте нет. Его поддерживает русское население, так как при Нурсултан Абишивиче ему живется достаточно спокойно, а как будут относится к русскоговорящим в случае прихода к власти оппозиции — неведомо. Тем более, что правая оппозиция исповедует националистические буржуазные взгляды, и ее казахский электорат предпочитает изучать английский, а не русский язык.
АПН: Оппозиция все же существует? Насколько она сильна? Сохранился ли в Казахстане раскол на регионы, о котором много говорили в 90-е или он преодолен?
Вячеслав Смирнов:
Есть Координационный совет объединенной оппозиции. В который входят и коммунисты и проамериканские демократы. Во главе совета кандидат в президенты Казахстана, бывший генеральный прокурор, а потом и спикер парламента от партии власти Жармахан Туякбай. Он получит от 10 до 4 процентов на выборах.
Противостояние регионов существует, но в скрытой форме. Тут сказывается и гибкая позиция президентской администрации и ротация кадров между регионами.
АПН: Туякбаев — основной лидер оппозиции?
Вячеслав Смирнов:
На данный момент да, есть еще с десяток, но они сейчас не так востребованы и с удовольствием променяют свое лидерство на министерский пост, как все бывшие чиновники. А если кто и не чиновник, а бизнесмен, то, значит, семья у него имеет влияние в какой-либо отрасли или ведомстве, то есть власть и тут может "посодействовать". При этом оппозиция уважительно относится к президенту, и критикует его очень умеренно.
Появляются в Казахстане и новые политические структуры — как то Республиканское движение "Ак Орда" во главе с генералом Кайратом Сатыпалды. Но, имея определенный потенциал, они еще не прошли через выборы.
Бархатной революции не должно быть, вожаков нет. Что касаемо "управляемой криминальной революции" как было в Кыргызстане, то Назарбаев таковую не допустит. Криминалитет в республике уже давно либо истреблен, либо раскаялся, по крайней мере политики боится как огня.
АПН: Какова позиция государств Запада, прежде всего, США, в отношении нынешнего казахского правительства? Будут ли США противодействовать Назарбаеву?
Вячеслав Смирнов:
Они противодействуют уже давно. Не один год в американском суде идет дело, названное в республике "Казахгейтом". Были попытки взять показания у президента. Дело связано с нефтяным бизнесом и сопутствующим ему теневым денежным потокам. Но Казахстан не бедная страна и открыто давить на него трудно. СМИ в республике насильно не закрывают, неправительственных организаций огромное количество. Национальный демократический институт и Международный республиканский институт активно проводят свои учебы и семинары. Но альтернативы Назарбаеву все равно пока нет.