АПН: Ходорковский опубликовал статью в газете "Ведомости", где предсказывает приход к власти в России левых сил. По вашему мнению, какова вероятность исполнения его прогноза?
Павел Данилин, член правления Фонда "Институт развития":
По-моему, Михаил Борисович неправильно понимает слово "левые". Называть "левыми" КПРФ, Родину, а также приписывать к этому же флангу "Яблоко" и Рыжкова с Хакамадой — идеологическая ошибка. Потому рассуждать на тему "левые" придут к власти, отталкиваясь от вышеозначенного определения "левых" можно только если предположить, что Михаил Ходорковский подразумевает под приходом к власти этих сил реванш старой ельцинской гвардии. Это ни в коей мере не отвечает народным чаяниям, о которых, как я понял из двух последних абзацев статьи "Левый поворот", бывший глава ЮКОС имеет абсолютно четкое и абсолютно конкретное представление.
АПН: Значит ли это, что левая оппозиция в России не имеет смысла? Если это так, то какова должна быть оппозиция и возможна ли она?
Павел Данилин:
Я бы не сказал, что это представление о запросе на "справедливость" не соответствует реальности, напротив, этот запрос все более и более артикулирован. Но если решать вопросы обеспечения "справедливости" станут Зюгановы-Рогозины-Явлинские-Хакамады-Рыжковы, то, думается, что никакого решения найдено не будет. Объяснить это можно очень просто. Каждый из вышеназванных персонажей — провалившийся политик, политик, убоявшийся ответственности, не справившийся с поставленным перед ним заданием или же просто "не фигура". Каждый из них глубоко укоренился в ельцинских временах и с ностальгией взирает на прошлое, когда их карликовые партии были востребованы, когда они проходили в Госдуму для лоббирования интересов олигархов, которые ничего общего с интересами электората не имели.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я могу с уверенностью сказать, что такая левая оппозиция в России смысла не имеет. К сожалению, в настоящее время никакая оппозиция смысла не имеет. Потому, что весь суть оппозиционной деятельности сводится к двум речевкам — "Путин-уйди-уйди" и "Мы хотим власти". На этом фоне даже позиция партии "Одобрям-с" выглядит гораздо более конструктивной. Оппозиция в России может иметь смысл только в том случае, если она реально борется за интересы избирателей, а не прикрываясь дешевенькой демагогией проползает в парламент. Оппозиция возможна только в том случае, если она определяет — где друзья и где враги.
Причем, определяет не расплывчато и увиливая, как это делают коммунисты, яблочники и рогозинцы, заявляя о неких "тактических союзах" с Хакамадами и Рыжковыми, а также друг с другом, но, напротив, жестко обозначая тех, с кем на одной поляне не место.
Партии, существующие ныне — это выборные проекты, не имеющие ничего общего с обществом. Поэтому, поражения правых и левых на выборах — вполне предсказуемы и логичны.
Когда обществу предлагают выбирать из разных упаковок одно, всем известное содержимое, общество, поколебавшись, выберет более яркую упаковку. Что и произошло в 2003 году. До тех пор, пока обществу будут подсовывать одно и то же под разными лейблами — провалы оппозиции будут естественными. Предложите новое, свое, то, что нужно народу, то чего жаждет общество, достучитесь до общества — тогда оно будет ваше.
А пока этого нет, пока мы используем заезженные лозунги и персоны, пока тасуем одну и ту же колоду карт — как во власти, так и в оппозиции — о какой реальной поддержке могут мечтать противники правительства? Если вечеринка не удалась, меняют девочек, а не мебель.