АПН: Как вы прокомментируете революцию в Киргизии?
Константин Симонов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры:
Я был одним из тех, кто верил в победу оппозиции. Я предполагал, что революция свершиться либо в ближайшие дни, либо осенью, когда были намечены выборы президента Киргизии.
Центральная Азия нужна Западу не для того, чтобы окружить Россию флажками. Она интересна как регион добычи углеводородного сырья, через который можно оказать давление на Китай. Выбрано было самое слабое звено — киргизский режим. Удар был нанесен по нему. Технология проста — создается внешнее давление на режим и внутренние давление через прозападную оппозицию.
АПН: Как революция в Киргизии скажется на сопредельных странах?
Константин Симонов:
Полагаю, что сейчас "эффект домино" может распространиться на всю Центральную Азию. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан чувствовали себя уверенно, но теперь давление на эти режимы будет расти, потому что выбили слабое звено. Возникает вопрос, кто будет следующим. Я думаю, что следующим может стать Узбекистан. В Казахстане есть управляемая властью оппозиция, которая лояльна Назарбаеву. Она поможет нивелировать угрозу оранжевой революции.
АПН: Вы полагаете, что под угрозой Узбекистан, а не Казахстан, как принято считать?
Константин Симонов:
Не забудем, что беспорядки в Киргизии начались с узбеков, а не киргизов. Не случайно Каримов мгновенно закрыл границу. Так что главная опасность — "эффект домино", который может обрушить все местные режимы. В Туркмении недавно Туркменбаши закрыл все больницы, что сильно "разогревает" местное население.
Ситуация очень тревожная и Россия с такими решениями, как создание в администрации управления по работе с СНГ может опоздать. Крышку у чайника уже сорвало.