Сегодня в пресс-центре “АиФ” прошла пресс-конференция руководителей Института национальной стратегии, посвященная концепции новой Конституции России, а также механизмам и срокам ее принятия.
Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский отметил, что ельцинская Конституция 1993 года исчерпала себя. Но она сыграла позитивную роль в становлении российской государственности и обеспечила сохранение страны в промежутке между двумя распадами - распадом СССР и возможным распадом России.
Однако политический режим наследников Ельцина споткнулся на проблеме преемственности власти. Сегодня эта острейшая проблема не может быть решена в рамках инерционного сценария,т.е. путем назначения на высший пост “очередного Бориса Грызлова”.
Недаром, на прошлой неделе радикальные предложения по изменению политического строя появились с разных сторон политического спектра. По мнению Михаила Ходорковского , управлять Россией должно правительство парламентского большинства, а президенту следует превратиться в номинального "верховного арбитра". Владимир Жириновский, напротив, предложил главе государства стать полновластным "верховным правителем". Предложения Института национальной стратегии, озвученные на пресс-конференции, находятся вне этого коридора из медийных хлопушек.Сегодня речь должна идти о том, чтобы, с одной стороны, укрепить пост главы государства, подняв его над разделением властей. Надо ликвидировать ограничения по срокам замещения полномочий и сообщить его решениям бесспорное, императивное значение, т.е. фактически придать главе государства статус “некоронованного монарха”. С другой — следует обеспечить зависимость правительства от парламента. Эксперты ИНС определили эту модель как “принцип разделения власти и управления”.
Новый механизм власти — не единственное изменение в будущей политической системе. По сути, речь о пересмотре самой концепции государства. Вместо несостоятельной для России модели государства-нации предлагается модель государства-цивилизации. В этом случае формирование государства происходит не на основе “гражданской нации” а на основе союза народов, ядром которого являются русские и другие коренные народы России. По словам Михаила Ремизова, важно зафиксировать, что Россия не является государством, берущим исток во французской революции.
Одно из практических следствий такого шага — это выход из юрисдикции Страсбургского суда и ревизия самой концепции прав человека, ставшей сегодня “универсальной отмычкой для десуверенизации”. С тем, чтобы концепция “прав человека” перестала быть рычагом политики вмешательства, Ремизов призвал переосмыслить ее конституционно-правовые основания. Для обеспечения лидерства на постсоветском пространстве предложено разработать механизм ассоциированного членства в Российской Федерации. Этот поможет привлечь к России так называемые “непризнанные государства” — Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию.
Кроме того, по мнению ИНС, необходимо утвердить статус России как государства-убежища, в котором представители всех народов, не имеющих государственности за пределами России, могли бы получить гражданство в случае, если у них возникнет подобное желание. Ремизов отметил необходимость конкордата государства и традиционных конфессий России. Как социальных корпораций, гарантирующих историческую преемственность и легитимность государственной власти.
Отвечая на вопрос о механизмах введения в действие Конституции, Станислав Белковский подчеркнул, что решающая роль будет принадлежать “ответственному “двуглавому” политическому субъекту”, который сформируется на основе синтеза право-консервативной и новой левой оппозиции.
Юрий Солозобов также отметил, что эксперты ИНС рассматривают сценарий принятия новой конституции как более вероятный и приемлемый вариант политического транзита, нежели пакет косметических поправок, проведенных через управляемое Федеральное собрание. Подобные меры только усугубят растущий дефицит легитимности власти и катализируют разрушительные процессы в стране.
Реализация проекта новой Конституции, напротив, послужит достойным поводом для проявления новых политических сил и станет фокусом внеаппаратной консолидаций патриотических экспертов, журналистов и интеллектуалов. Поэтому необходимо уже сегодня начать широкую политическую дискуссию по конституционным основам нового российского государства.