Шевцов: Напрасно США начали ворошить белорусский улей
- 07.10.2004, 17:58,
- Новости
- 0
- 0
Facebook
Вконтакте
Мой мир
Google+
АПН: Как вы оцениваете принятие палатой представителей конгресса США «Акта о демократии в Белоруссии»?
Юрий Шевцов, директор Центра европейской интеграции (Минск):
Это самая большая дипломатическая проблема Беларуси за все время президентства А.Лукашенко. Единогласное голосование в пользу этого законопроекта в Палате представителей — это почти гарантия его одобрения и Сенатом. Кто бы ни стал президентом США, ему придется так или иначе заняться активной деятельностью в обозначенном законопроектом направлении. Теперь сползание белорусско-американских отношений в очень конфликтную фазу может быть остановлено только какими-то экстраординарными событиями, которые отвлекут внимание всей политической машины США от Беларуси. Скорее всего, такой экстраординарный фактор проявится: вряд ли возможно избежать нового обострения военно-политической ситуации на Ближнем Востоке иили обострения «бесланского типа» в России. Непосредственной и серьезной угрозы Беларуси принятие этого акта не несет. Но в целом с его принятием Беларусь потеряла стабильную среду безопасности, в которой находилась много лет. Теперь недопущение конфликтного развития отношений Беларуси с США (и их союзниками) зависит в основном от течения тех кризисов, в которые втянуты США и маневрирования внешней политики Беларуси вокруг этих кризисов. Ситуация Беларуси в области безопасности стала напоминать ситуацию Ирана и Северной Кореи. Международные институты, системы договоров, в которые вписана Беларусь, больше не обеспечивают ее безопасность. Какой-то шанс появляется лишь вследствие удачной и обязательно активной внешней политики.
Надо сказать — совсем не лучшая ситуация для Европы. Теперь регион вокруг РБ не является зоной устойчивой безопасности, а Беларусь должна очень заметно активизировать свою внешнеполитическую активность и попытаться сформировать несвязанную с НАТО систему безопасности.
Основа внешнеполитической устойчивости Беларуси всех последних 10 лет — это активная политика по формированию на месте бывшего СССР нового интегрированного образования, в определенной степени альтернативного ЕС и США. В последние годы стабилизированная высокими ценами на нефть ставшая сырьевой страной Россия очень зримо потеснила Беларусь в качестве инициатора интеграционных процессов на востоке. Но состоявшаяся с принятием «Акта» дестабилизация среды безопасности, в которой находится Беларусь, заставляет РБ активизироваться именно на этом интеграционном направлении вновь. Тем более, что российская стабилизация за счет наращивания сырьевого экспорта, видимо, заканчивается неудачей. Беслан — это и рубеж и символ и показатель реальной слабости России и ее политической системы. Логично ожидать, что Беларусь теперь будет вынуждена предложить активные меры по «спасению России».
Такая политика находилась бы в полном соответствие с философией А.Лукашенко, которой он придерживался весь период своего президентства. Такая новая активная политика на востоке позволила бы Беларуси надеяться на то, что она не будет в одиночестве подобно Югославии Милошевича сползать к априори проигрышному для нее открытому конфликту с США и, может быть, НАТО. Возможно, эта новая политика примет форму резкой полемики и даже конфликта Лукашенко и Путина. Но скорее, Беларусь просто подключится к тем мерам по отпору внешним угрозам, которые уже пытается делать жизнеспособная часть российской «элиты», и тем, которые придется делать после кажущегося неизбежным очень мощного нового «Беслана».
В любом случае, принятый Палатой представителей Конгресса США Акт заставляет белорусскую внешнюю политику активизироваться, а саму РБ выйти из окопов национализма, в которые она отступила после того, как Путин остановил процесс создания российско-белорусского союзного государства три года тому назад.
АПН: Какие последствия будет иметь принятие акта, что это — долгосрочная стратегия, направленная на смену власти в Белоруссии или импульсивный акт — реакция на решение Лукашенко пойти на третий срок?
Юрий Шевцов:
Скорее всего — это не совсем импульсивный шаг. Мы имеем многолетий ценностной конфликт между Беларусью и либеральными странами. Они же — развитые страны. Пока Европа была занята созданием ЕС и его расширением, ей было не до Беларуси. Пока США были заняты своими проблемами в Афганистане, Ираке и т.д. — им также было не до Беларуси. В принципе, и ЕС и США могут сколько угодно не опускаться до конфликта с небольшой страной. Никакой угрозы им со стороны Беларуси нет. А реальные проблемы США и Европы весьма серьезны. Но мощь США и ЕС сейчас стала так велика, что даже обычного раздражения инаковостью Беларуси может хватить для сползания запада к конфликту с РБ, точнее к некоей важной черте, за которой может возникнуть такой конфликт. Мне кажется, что состоявшийся «Акт» Палаты представителей — это неизбежный шаг по сползанию к конфликту с РБ, но вызван этот «Акт» не конфликтом интересов, а конфликтом ценностей и даже эстетических вкусов.
С другой стороны, после Беслана Россия часто видится страной, стоящей у грани хаоса, а, может, и смерти в качестве независимого государства. Многие задумываются о политике на территории России в случае такого коллапса. Развитые страны уже втянулись в очень масштабное потребление российского сырья, на очереди — сырье прикаспийское. Лукашенко же — это однозначный масштабный игрок на политическом поле России в случае такого коллапса. «Зачистить» его — и самым раскрученным, обладающим кадровым и военным потенциалом лидером патриотического лагеря в России станет меньше. Это сегодня Лукашенко загнан в свою партизанскую зону, а еще недавно дня не проходило, чтобы мировые СМИ не помянули о нем и шапке Мономаха. При очередном бесланском кризисе он, ведь, может и выйти из этой своей «зоны». Наверное, есть те, кто не против рассмотреть «Акт» в контексте зачистки российского политического поля перед 2008 годом или в преддверии почти неизбежного нового «Беслана».
Главное последствие принятия этого «Акта» — новая активизация политики РБ на востоке и усиление ценностной конфронтации между РБ и Западом. Хочу подчеркнуть: я не вижу ни малейшей непосредственной угрозы Беларуси со стороны США, НАТО или любой иной силы. Все реальные угрозы Беларусь как обычно в состоянии нейтрализовать. Никакой непосредственной угрозы А.Лукашенко эти действия не несут. Просто сейчас нейтрализация очень серьезных угроз скорее всего будет осуществляться посредством усиления внутри белорусского общества тех идеологических компонент, которые связаны с восточно-славянским, русским в широком смысле, православным культурным фоном, способным выступить ядром для нового собирания земель на востоке. Не с советским культурным наследием, как это было в первые годы президентства А.Лукашенко. Может быть, новая панрусская активность РБ и явится основным результатом принятия этого «Акта». Надо сказать, новое обретение Беларусью общерусской роли и отход от нынешнего легкого национализма в идеологии явилось бы калькой наоборот иррационального неприятия западным истеблишментом белорусских реалий и ценностей.
АПН: Как изменяться отношения Белоруссии с ЕС и Россией в связи с принятием Акта?
Юрий Шевцов:
Скорее всего, ЕС в какой-то форме продублирует этот «Акт» у себя, но не будет последовательно его проводить. Белорусский транзит — принципиально важен для ЕС, и особенно для стран региона — членов ЕС. В ЕС нет механизма проведения эффективной единой внешней политики в условиях конфликта. Сам ЕС еще далек от слишком значительной централизации. Видимо, сохранятся примерно те же отношения, которые были у ЕС и РБ все последние годы, но при более высоком уровне идеологической конфронтации. К числу новых факторов европейской политики относительно РБ я бы отнес появление в европейских странах комплекса антилиберальных традиционалистских сил, которые относительно благожелательно относятся к РБ и обладают заметным весом в своих странах. Леппер, Лига польских семей в Польше, Успасских в Литве и т.д. Беларусь может превратиться в своего рода «остров Свободы» для какой-то части европейских традиционалистов, особенно для восточноевропейцев. Если это произойдет, то потенциал силового воздействия на РБ тем более станет проблематичным, и ЕС, видимо, будет избегать слишком конфликтного уровня отношений с РБ, опасаясь усиления антибрюссельских сил на месте бывшей Речи Посполитой, ориентированных в какой-то степени на никому неподконтрольную РБ.
Вообще, как говорится, если по уму, то напрасно Конгресс США начал ворошить белорусский… хм… улей. Понятно, что иначе быть не могло после решения А.Лукашенко баллотироваться на третий срок. Но для европейской стабильности была бы, все таки, оптимальной постепенная интеграция РБ в Европу, которая весьма зримо проходила в последние три года. Эти американские полумеры напоминают российскую газовую блокаду РБ, после которой резко выросли темпы экономического роста РБ и политические позиции А.Лукашенко внутри страны.