Фролов: Мы молимся, чтобы Русская церковь была единой
- 04.10.2004, 13:10,
- Новости
- 0
- 0
Facebook
Вконтакте
Мой мир
Google+
АПН: В Москве открылся Архиерейский собор. Что происходит на этом представительном церковном форуме?
Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан:
Собор открылся в воскресенье докладом Святейшего Патриарха, который проанализировал основные события церковной жизни за последнее время и определил задачи на ближайшие четыре года. Речь Патриарха не была благостной, она была довольно самокритичной. Святейший прямо сказал, что не все социально значимые проблемы, которые ставит Русская церковь, находят отклик во властных структурах.
АПН: О каких проблемах, по вашему мнению, идет речь?
Кирилл Фролов:
Речь идет о таких вопиющих случаях, как попытка уничтожить предмет «Основы православной культуры». В Москве он вообще запрещен. Из Министерства образования были изгнаны авторы этого проекта Леонид Гребнев и Любовь Гармаш. И это при том, что во многих европейских странах существует не аналог «Основ православной культуры», а Закон Божий. Например, в Польше, в Германии.
Или другой пример. Церкви вроде бы возвращают землю, но сопровождают возврат странными условиями. Если церковная организация ведет неуставную деятельность, то земля может быть национализирована. Как вы понимаете, под неуставную деятельность можно подвести любое общественное выступление Церкви. Это попытка посадить Церковь на «земельный крючок».
Собор проходит на фоне борьбы двух концепций церковно-государственных отношений. Первая — Церковь является самостоятельной социально-политической силой, нравственным лидером Отечества, равноправным партнером государства. Эту позицию отстаивает глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл и за это подвергается нападкам и клевете.
Другая, компрадорская концепция. Церковь как безгласный и бесправный придаток секулярной бюрократии. Эту концепцию пропагандируют аппаратчики второго сорта и так называемые «религиоведы», которые хотят стать «третьими лишними», посредниками между Церковью и государством. Эта концепция опасна не только для Церкви, но и для государства и общества. Слабая Церковь — то же самое, что слабая наука, слабое образование, слабая армия.
АПН: Вы говорите о возможности партнерства Церкви и государства. Чем Церковь может помочь государству?
Кирилл Фролов:
Внутри России без Церкви невозможно решить проблему демографического реванша русских. Без него мы не сможем удержать азиатскую часть страны. Без православной культуры в школе мы не сможем ассимилировать многочисленных мигрантов. Русская церковь — последняя нерасчлененная структура на постсоветском пространстве. Без помощи Церкви мы не удержим Украину, Белоруссию и Казахстан.
Объединение с Зарубежной церковью позволит создать эффективное русское лобби в Европе и США. Основа для этого есть. Многие епископы и священники РПЦЗ вхожи в элитные круги своих государств проживания.
АПН: Каких решений вы ожидаете от Собора?
Кирилл Фролов:
Важнейшая тема — восстановление единства Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. Это объединение чрезвычайно важно, потому что это две половинки одной церкви, которые имеют общую веру. Доказательством их истинности и благодатности является то, что и в Зарубежной церкви и Московском патриархате есть современные святые, такие как св. Иоанн Шанхайский и св. Лука Крымский.
Антицерковное лобби в России истерически боится этого и мешает объединению. Здоровые церковные силы бояться, что будет предпринята попытка затянуть и замотать этот вопрос.
Епископ Бостонский Михаил (РПЦЗ) выразил надежду, что Московский патриархат первым пойдет на установление молитвенного общения с Зарубежной церковью.
Союзы православных граждан Казахстана и Украины обратились с письмами к Архиерейскому собору, чтобы ради мира церковного все позиции Зарубежной церкви были уважены и чтобы Собор провозгласил молитвенное общение с Зарубежной церковью. Мы молимся, чтобы это произошло и Русская церковь была единой.