Известный русский философ и постоянный автор АПН Константин Крылов опубликовал в «Литературной газете» статью, раскрывающую «символический аспект последних чеченских акций». Речь идет об «обычае» чеченских боевиков приурочивать свои террористические акты к памятным датам и праздникам. Такие же рассуждения звучали и в целом ряде материалов на чеченскую тему, опубликованных, в том числе, и на нашем сайте.
Однако именно статья Крылова вызвала неожиданный и нездоровый интерес со стороны группы лиц, именующих себя представителями чеченской общественности. В ответном письме, присланном в редакцию ЛГ, говорится: «Одним словом невозможно выразить чувства, возникшие при прочтении этой статьи. Передёргивание фактов, открытые оскорбления и обвинения целого народа, разжигание национальной ненависти, навешивание ярлыков — ничем не побрезговал автор статьи, изливая читателю свои человеконенавистнические взгляды на происходящие события». Аргументы «обвинителей» построены, как видим, по стандартной схеме советской пропаганды позднего брежневского периода. Как мы помним, в то время любая справедливая критика в адрес существующего факта или явления интерпретировалась как нарушение общественного «табу». И на смелого критика разом насылались все коллективные громы и молнии.
Сегодня, однако, дело не ограничивается моральными внушениями, и в ход идут юридические технологии. Некоторое время назад самоназванные «защитники чеченского народа» подали в суд на Крылова и напечатавшую его труд «Литературную газету». Понятно, что при юридически корректном подходе дело не имеет судебной перспективы. Предметом статьи Крылова является не весь чеченский народ, а боевики, их спонсоры и идеологи, эксплуатирующие «чеченскую идею» в ее сепаратистском варианте. Это невозможно отрицать, как невозможно отрицать и один исторический факт, приводимый Крыловым: в 1941-1945 годах некоторая часть чеченского народа действительно устроила диверсионное антисоветское восстание, и даже пыталась поддерживать связи с Гитлером. В этом смысле, утверждение Крылова о том, что сторонники боевиков суть «последыши сторонников Гитлера», с исторической точки зрения, имеет право на существование.
Факт восстания в Чечне в 1941-1945 годах не только подтверждается, но даже восхваляется информационным сайтом чеченских террористов. Это восстание было по своей сути антисоветским, и его лидеры переписывались с гитлеровцами. Прогермански настроенные чеченцы считали тогда Гитлера своим ближайшим союзником. Из этого вовсе не следует правильность или ложность сталинского решения о выселении чеченцев. Но «обвинители» Крылова ставят ему в вину не те или иные выводы, а само упоминание факта прогитлеровского чеченского восстания. Что на это сказать? Во-первых, запрет на обращение к установленным историческим сведениям является, на наш взгляд, не самой конструктивной формой политической корректности. Во-вторых, считать упоминание о чеченцах, сотрудничавших с Гитлером, оскорбительным столь же нелепо, как считать упоминание о «власовцах» — клеветой на русский народ.
Однако авторы письма в лучших традициях антидиффамационной лиги во всех бедах чеченского народа обвиняют философа Крылова. Многое в этом коллективном письме хотелось бы списать на горячую кавказскую кровь, но трудно избавиться от подозрения в неискренности заявления. При его внимательном прочтении возникает весьма неприятное впечатление: смысл послания сводится к тому, что одна часть чеченцев, выступая в мирном обличье российских бизнесменов, менеджеров и деятелей культуры, устроившихся уютной диаспорой по всей России, распространяет свою моральную солидарность на другую часть чеченцев, продолжающих диверсионно-террористическую войну, замешанную на наркоторговле и работорговле. Разве не такого рода диаспоральная поддержка позволила затянуться чеченский войне и привести волну террора в мирные города России?
Вот почему мы так глубоко возмущены самим тоном коллективного письма в ЛГ, направленного на то, чтобы осложнить процесс мирного урегулирования в Чечне. Письма, вызывающего в российском общественном мнении чувство негодования тем цинизмом и даже неприкрытой наглостью, которая позволила подписантам подать в суд на русского мыслителя. Сегодня мы заявляем о создании общественного Комитета в защиту Константина Крылова. В задачу Комитета входит: поддержка Константина Крылова на суде, в том числе с привлечением адвокатов. Наш Комитет готов выступить общественным защитником на суде, а также инициировать судебные иски, как гражданские, так и уголовные, против гонителей Крылова. Комитет обеспечит информационную поддержку «процессу Крылова» и будет проводить общественные акции в поддержку Константина Крылова.
В ближайшее время на сайте АПН.ру будет открыта дискуссия по этому вопросу. Призываем всех желающих присоединиться к нашей инициативе.
Подписи: