В пылу этих споров довольно редко аргументом выступает проблема безопасности,
возникающая, в том числе, из-за того, что водитель на многополосных
магистралях вынужден держать в поле зрения существенно большее число участников
дорожного движения, сохраняя постоянный контроль и за ними, и за дорожными
знаками в широком угле зрения. Особенно остро эта проблема встает на
регулируемых перекрестках дорог.
Проблема встает настолько остро, что нашла отражение в требованиях пп. 4.3 и 7.4.1.(И) ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»(Применяется с 01.04.2020).
Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2019, знаки и светофоры должны быть размещены таким образом, чтобы они не были закрыты какими-либо препятствиями.
Несоблюдение этого нехитрого правила может привести к выезду на перекресток на красный свет, совершенному не по вине водителя.
Это же соображение касается и пункта 7.4 ГОСТ Р 52289-2019, регламентирующего правила установки светофоров. Согласно подпункту 7.4.1.(И) ГОСТ Р 52289-2019, установка дублирующего светофора слева за перекрестком допускается, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех (всего лишь трех !!!) полос движения.
Пункты упомянутого ГОСТа, как и требования общевоинских уставов, при всей внешней простоте и прямоте, писаны кровью. Нарушения пунктов касаются обеспечения видимости дорожных знаков на перекрестках и чреваты дорожными авариями и потерянными человеческими жизнями.Именно поэтому требования ГОСТ52289-2019 являются обязательными к исполнению на территории РФ, (см. Решение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2023 г. N АКПИ23-957 Об отказе в иске о признании частично не действующим пункта 5.7.18 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств") а их нарушение может сопровождаться административной или, если нарушения стандартов приведет к серьезным последствиям, уголовной ответственностью.
Тем не менее, требования этого ГОСТ нарушаются сплошь и рядом, я бы даже сказал, последовательно и с особым цинизмом. Наглядный пример таких нарушений – перекрестки на Калужском шоссе в сторону Москвы на пересечении с Почтовой улицей (45 км)и на следующем, через полтора километра, перекрестке в районе д.78А д. Красная Пахра. В обоих случаях нарушен п 7.4.1. (пять полос встречного движения вместо требуемых ГОСТом трех), в первом дополнительно нарушен п. 4.3. (имеются препятствия видимости знаков светофора).
Следует отметить, что в случае непрерывного движения автомобилей проблема видимости встает не так остро: знаки светофора, как правило, не успевают переключиться за время проезда перекрестка автомобилем. Но в случае движения в пробке или остановки на светофоре на въезде на перекресток часто возникает ситуация, что светофоры на въезде на перекресток не видны вследствие ограничений видимости (верхним краем лобового стекла и стойками автомобиля), и водителям приходится руководствоваться знаками единственного светофора на выезде с перекрестка, установленного там вопреки требованиям ГОСТ 52289-2019, и, одновременно, соблюдать дистанцию с впереди идущим автомобилем.
Мало того что нарушены
требования ГОСТ: на обоих перекрестках установлены камеры, исправно формирующие
потоки административных правонарушений для водителей, проехавших на красный
свет. Создается парадоксальная ситуация – административные нарушения
водителей происходят вследствие
административных нарушений (нарушение требований ГОСТ при установке
светофоров), совершенных юридическим лицом при согласовании и установке
светофоров.
Более того, возникает вопрос, не является ли административным нарушением установка на перекрестках, не соответствующим требованиям ГОСТ по обеспечению видимости дорожных знаков,специальных технических средств фиксации административных правонарушений, работающих в автоматическом режиме?
Ведь последние, в значительной части, совершаются водителями вследствие нарушения тех самых условий видимости светофоров, соблюдения которых требует ГОСТ!!!
45 км, пересечение с ул. Почтовая:
И, в подтверждение поставленной проблемы - пример расчёта для автомобиля Kia Sorento BL:
Высота глаз над асфальтом – 1,5 м.
Высота красного знака светофора – около четырех метров
Возвышение красного знака светофора – 2,5 м.
Расстояние видимости светофора – более 6,86 метров от стоп-линии.
Таким образом, для водителя автомобиля на фото светофор уже 4 метра как находится вне поля зрения водителя
Выводы читателю о том, за что же, например, на указанном перекрёстке идёт борьба - за реальную безопасность дорожного движения или за генерацию формальных административных правонарушений читателю предлагается сделать самостоятельно.