Современные миграционные процессы бросают серьезный вызов российской культурной традиции, а российская миграционная политика нуждается в значительной корректировке, считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
В некоторых крупнейших городах возникают и активно развиваются замкнутые этнические анклавы, являющиеся рассадником коррупции, организованной этнической преступности и незаконной миграции. Не надо это замалчивать, мы никого не обижаем, среди людей, которые приехали на заработки в Россию, есть очень много добропорядочных людей, с уважением относящихся и к русскому народу, и к нашим традициям, и к православной церкви и вере. Но есть и люди с другими интересами и целеполаганиями (...)
Я ни в коей мере не против тех людей, которые хотят честно трудиться в нашей стране, но они должны четко понимать, что ни та прибыль, которую они приносят российским предпринимателям, ни наличие российского паспорта не освобождает их от уважения к российскому обществу, русскому народу и нашим традициям. Помимо экономической выгоды, существуют важнейшие стратегические вопросы бытия государства и общества - наши традиции, язык, законы, культура и обычаи. Ценность прибыли не может быть выше ценностей государства, готового отстаивать интересы государствообразующего народа (...)
Россия нуждается в значительной корректировке миграционной политики. Практика жизни показала неэффективность решения проблем с мигрантами через попытки договориться с национальными диаспорами и кланами, которые готовы не только горой вступиться за своего представителя, чтобы избавить его от справедливого наказания по закону, но и всячески мстить тем, кто посмел обратиться в правоохранительные органы".
В настоящее время нелегальные мигранты в РФ могут, несмотря на нелегальный статус, водить машину, получать водительские права, регистрировать недвижимость, открывать счета, заключать брак и переводить деньги, это только предполагается изменить. Генерал-майор полиции в отставке, заместитель руководителя общественной организации «Офицеры России» Владимир Михалевич выразил по поводу этого порядка вещей своё удивление: