Символически крестообразный по своей форме маршрут всероссийской святыни, начавшись с Мурманска, потом с севера на юг через возвращённые домой в Россию территории Новороссии и Севастополь, с запада на восток из белорусского Бреста к конечному пункту Владивосток со 2 сентября движется по России. А в прошедший вторник 10 октября и прошёл и через свою серединку – Казань – единственный из городов маршрута, стоящих на нашей русской Волге.
За один лишь день пребывания в Казани – семь молебнов, и конечно же литургия, которую служили во вновь возрождённом величественном кафедральном Казанском соборе митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл вместе с епископом Альметьевским и Бугульминским Мефодием и руководителем Синодального миссионерского отдела епископом Луховицким Евфимием, а с ними – без числа священников, братий и сестёр, две игуменьи женских монастырей.
И когда заканчивалось в алтаре поимённое поминовение и литургия оглашенных, подумалось, вот, Россия современная со всем нашим «номинально» православным народом – нас же как целое даже оглашенными нельзя считать. Так, «захожане» в лучшем случае в большинстве, хоть формально числимся верными… Но почему же мы лишаем себя прекрасной и чудесной, не сравнимой ни с чем по духовной силе православной богослужебной соборной традиции, лишаем благодати Святаго Духа, а главное – как это исправить? Пропадём ведь совсем без Бога. И сам же себе отвечаю очевидное. Первейшее, внутреннее правило нам каждому надо принять – это личные духовные усилия и стремление к Богу, если только считаешь себя русским. Иначе – кто мы как не предатели тысячелетней Святой Руси?
А второе, уже внешнее, но не менее важное – православная миссия каждого верного чада и церкви в целом. Нести веру и православную традицию в мир, а там за этим деланием и чудо придёт – как чудом был явлен из болот Годеновский крест, внешне отображая традицию уходящей православной Византии, а сакрально – неся духовное прозрение и многочисленные исцеления и другие чудеса людям. Все эти мысли промелькивают быстро, и, вот, уже диакон сочным басом вдохновенно взывает всех: «Верую!....»
А крест установлен посреди переполненного храма, окруженный заграждениями, помещённый в деревянный футляр-киот со стеклянной передней стенкой. Заканчивается Святое Причастие, хор поёт «Ис полла эти, дэспота», выходят владыки и всё священство, одухотворённо возносится «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!»… Думаешь, ну как, находясь в Казани, можно пропустить ТАКОЕ, не поклониться святыне, не припасть к ней?
А у крестного хода путь ещё из Казанив Уфу-– Екатеринбург– Омск– Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Читу – Благовещенск – Хабаровск… И к самому дню освобождения России от интервентов и предателей войском народного ополчения в 1613 году, к осенней Казанской 4 ноября – на крайний пункт – во Владивосток! И, вот, интересно, где ещё из остальных 26 городов, что на пути святыни, в местной власти такие уж «атеисты» либо мягко говоря сдержанные в отношении православия, чтобы проигнорировать величайшую святыню России, как проигнорировали её власть имущие в Казани? И в общем, хоть и состоялась здесь встреча-беседа с владыкой Евфимием в духовной семинарии и показ фильма «Русский крест» в КДК им. Ленина для узкого круга зрителей, но получилось сугубо церковное событие, светская власть оказалась безучастной к этой святыне и традиционной ценности России. Но что-то мне подсказывает – это не со зла, просто подсказать региональным правителям здесь из окружения совершенно НЕКОМУ.