Цены на бензин в РФ установили новый рекорд: стоимость тонны топлива марки АИ-95 на торгах на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросла до 73,35 тысячи рублей, цены на топливо АИ-92 выросли до 63,43 тысячи рублей за тонну.
При этом несколько подешевело летнее дизтопливо -- до 65,7 тысячи рублей.
Некоторые регионы уже столкнулись с нехваткой топлива на заправках: перебои отмечались в Астраханской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Ростовской, Новосибирской и Волгоградской областях, Калмыкии, Хабаровском крае, в Крыму.
Коммерческий директор сети АЗС "Нефтьмагистраль" Сергей Соловьёв считает, что отсутствие вмешательства правительства и новых мер по регулированию топливного рынка может привести к дефициту предложения.
"В этой ситуации самым простым и действенным способом было бы введение экспортных пошлин или увеличение производства для покрытия спроса", - заявил Соловьев ТАСС, не согласившись с позицией Минэнерго России, которое считает нынешнюю ситуацию на рынке временной и сезонной.
"Сейчас слишком большой разрыв между ценами на внешнем и внутреннем рынке, поэтому осенью и зимой ситуация не стабилизируется без дополнительных мер со стороны правительства. Если ничего не делать, то это может привести к разорению ряда независимых АЗС, а потом возникнет и дефицит на АЗС ВИНКов [вертикально-интегрированных нефтяных компаний] - у них тоже не хватит топлива для покрытия возросшего спроса".
По словам Соловьева, изначально такая ситуация сложилась из-за налогового манёвра, на который пошла России из-за требований ВТО. Страна постепенно обнуляет экспортную пошлину, повышая НДПИ и объем акцизных платежей, делая тем самым экспорт более привлекательным.
Этот диспаритет первоначально был устранён за счёт введения демпфера, который компенсирует нефтяникам недополученную прибыль от экспорта, что делало внутренние цены в опте сопоставимыми с экспортом. Однако со временем и после его корректировки, демпфера стало не хватать. В итоге топливный рынок России стал жить в условиях постоянной нестабильности, пояснил Соловьев.