Быть уникальным – значит быть как все

Расскажу алчущим и жаждущим правды о глобальном, но почти не известном процессе, начавшемся в середине 19 века и кардинально повлиявшем на развитие человеческой цивилизации.
 
Начну с ярких воспоминаний о 60 -ых годах прошлого столетия. У всех приличных женщин в то время была своя портниха. И у моей матери тоже. Не торопись с выводами, читатель, не о моде пойдет речь.  В Москве, в те почти забытые времена, часто встречались магазины с огромными вывесками «Ткани», а ателье по пошиву одежды попадались на каждом углу, как сейчас стоматологические кабинеты. Тем не менее, к хорошему закройщику приходилось стоять в очереди чуть ли не год.
 
Тётеньки из всех слоёв населения тусовались вокруг портних. Больше всего ценились портнихи, которым привозили из-за границы журналы с выкройками - лекалами. Издавались и советские журналы с выкройками, чтобы трудящиеся женщины могли самостоятельно что-то шить. У каждой тётеньки, включая мою матушку, была швейная машинка. Мать пахала врачом в районной поликлинике, а по вечерам готовила, стирала и регулярно шила на машинке. Так жили все.
 
Ныне эта культура портних, швейных машинок и магазинов «Ткани» полностью исчезла. Больше её нет.
Такова неумолимая поступь цивилизации. Немного истории, очень кратко.
                                                          
Ткани начали изготавливать с незапамятных времен: в Древнем Египте — из льна, в Китае – из шёлка, в Индии – из хлопка, на Ближнем востоке – из шерсти.
 
Кардинал Ришелье в середине 17 века не только мушкетеров за подвесками гонял, благодаря ему французы впервые начали производить ткани из чистой шерсти.
 
Прямым следствием упразднения системы сословий Великой французской революцией явилось появление конфекционных домов, т.е. магазинов, где продавалось готовое платье. Конфекция позволяла покупать одежду за приемлемую цену средним слоям населения. Неотъемлемая часть культуры XVIII—XIX веков, ныне забытые модистки, занимались отделкой головных уборов и одежды всякими лентами, кружевами, вышивкой и прочей мишурой. Модистки выполняли очень важную операцию по превращению готового платья в уникальный, неповторимый наряд.
 
До этого веками люди носили одежду, которую заказывали у портных. Платье шилось на конкретного человека и отражало его индивидуальность. Конечно, можно было купить ношеную одежду на барахолке: краденую, от мертвеца или банкрота, но это был удел обитателей социального дна.
 
В России, как известно, до середины 20 -го века большинство населения проживало в деревнях. Практически в каждой избе при свете лучины, а потом керосиновой лампы бабы шили порты, сарафаны и рубахи. Про пресловутые «лампочки Ильича» они еще не слыхали.
 
Ценность одежды всегда была весьма высока. Еще сравнительно недавно, в середине 20-го века пальто было признаком состоятельности.
 
В 1785 году Э. Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, что стимулировало начало Промышленной революции в Великобритании. А уже через сотню лет над Британской империей никогда не заходило солнце.  Благодаря текстильному производству расцвел всеми красками капитализм, а затем и Карл Маркс.
 
Для удовлетворения запроса среднего класса родилось понятие «моды», как эрзац богатых нарядов аристократии. К концу 19 -го века престала брезговать готовым платьем и буржуазия. Магазины прет-а-порте - «готовое к носке» - означали кардинальную перемену в торговле: в этих магазинах запрещалось торговаться, зато можно было сразу купить одежду нужного размера. Появилось понятие «prix-fixe» - фиксированная цена.    
Между тем процесс упаковки народов мира в готовое платье не везде шёл бодро и весело. Например, в России еще в начале 20-го века на центральных улицах обеих столиц — Кузнецком Мосту и Невском проспекте — не было вообще магазинов готовой одежды. Зато на Невском в 1914 году процветали 76 портновских ателье и мастерских.
 
Ещё в середине семидесятых прошлого века меня познакомили с хорошим закройщиком, который пошил мне костюм и пальто. Конечно, в магазинах свободно продавались готовые пальто, но только чёрного цвета, поразительно негнущиеся и такие тяжеленые, что в них и покойника в гроб не положишь – неподъемным будет.     
     
А как же военная форма, напомнит пытливый читатель. Военная форма всегда же была унифицированной?
 
Военная форма по своей идее была полной противоположностью штатской одежде.
 
Пробежимся быстро по истории военной формы.  Существует красивая легенда, что спартанцы воевали в красных плащах, чтобы кровь раненых не отвлекала товарищей по оружию.
 
В Средние века регулярных армий не было, и каждый солдат носил только отличительные знаки своего сеньора.
С появлением постоянных армий после Тридцатилетней войны 1618—1648 годов родилась и униформа, причем одновременно в нескольких странах. Главной утилитарной идеей военной формы стала необходимость отличать своих от чужих в ходе сражения.
 
Только в начале XIX века стали одевать в почти одинаковое обмундирование главным образом пехоту. Любопытно, что каждое государство имело свой цвет: в России и Швеции — темно-зеленый; в Пруссии — синий, в Австрии — белый, во Франции и Италии — синий, в Великобритании и Дании — красный и пр.   
 
Американцы первыми в мире начали серийно выпускать готовую военную форму во время англо-американской войны 1812—1815 годов. Конечно, тут речь идёт только о мужском платье.
 
Появление огнестрельного оружия дальнего боя в корне изменило униформу. Приоритетным стало незаметное передвижение солдат на местности, и их одежда стала совпадать по цвету с окружающим пейзажем. Впервые в обмундирование защитного цвета «хаки» облачились англичане во время англо-бурской войны 1899—1902 годов.
 
Позже стали производить одноцветные и многоцветные камуфляжи для обеспечения максимальной маскировки.

Итак, военная униформа сугубо утилитарна: распознавание свой -чужой, камуфляж и пр. Индивидуализм по своей сути противоестественен для армии. Другое дело штатский люд. Недаром бытовала поговорка, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Еще около века назад можно было узнать о человеке многое по его платью: статус, социальное положение, состоятельность, даже профессию - вспомним Шерлока Холмса.
 
Человек всегда стремился выразить в одежде своеобразие своей личности. В СССР такой подход к одежде весьма порицался общественным мнением, которое формировалось партийным руководством. Лица, которые одевались в своём особенном стиле, осуждались и высмеивались сначала как «мещане» (Эллочка Людоедка), а затем как «стиляги» чуждые советской морали. Советский человек, а особенно коммунист, имел полную свободу выделяться только ударным трудом, причем непременно вместе со своим коллективом и его руководством.
 
Настоящий коммунист по любому вопросу имел свое принципиальное мнение, полностью совпадающее с мнением партии. Старый анекдот: на вопрос анкеты, колебались ли вы в проведении линии партии, Рабинович ответил, что колебался вместе с линией партии. Истинный коммунист это лоялист: сегодня Сталин отец родной, завтра палач народов, послезавтра опять великий кормчий и т.д. Читай газету, смотри телевизор – тебе объяснят какое мнение положено иметь в текущий момент, а заодно какой костюм носить, какого цвета галстук вязать и пр.
 
Насильственное насаждение «правильного» мнения было поставлено на поток от рождения: октябрята, пионеры, комсомольцы – все дети, подростки и молодежь неизменно и во всём должны были поддерживать решения партии и правительства.
 
Подмена личного мнения на общественное клише стало вектором человеческой цивилизации, и этот процесс давно идёт везде и всюду. Посмотрите на круглые бессмысленные глаза простых американцев, скандирующих хором на бейсбольных матчах – кажется, что это не люди, а зомби из фильмов ужасов.
     
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…». Уравняв всех граждан, Великая французская революция породила вектор толерантности, дошедший до сегодняшнего дня в виде абсурдных призывов к равноценности полов, наций, рас и пр.  
 
Современный вариант Красной Шапочки выглядит так:
Бедняжка Волк родился и вырос в дремучем лесу, в чем абсолютно нет его вины.  Не смейте даже думать о нём, как о хищном звере. Завидя Волка, толерантная Красная Шапочка сразу дала ему точный адрес бабушки. В домике у бабушки, проглотив цивилизационные ценности, Волк превратился в полезного члена общества. Все в восторге. Конец сказки.
 
Искусство всегда и везде чутко реагирует на процессы, происходящие в обществе. На поверхности лежит связь идеи готового платья с некоторыми концепциями современного искусства. Самый очевидный пример — это «ready-made» - буквально «готовый» и «сделанный». В революционном 1917г. в технике реди мэйд М. Дюшан представил свой «Фонтан» - самое великое произведение искусства 20 -го века по мнению ведущих британских специалистов. От Дюшана легко прослеживается путь к Уорхолу.  Кунс, Херст и другие культовые фигуры современного искусства тоже не избежали влияния реди- мэйда. Исключительно из патриотизма добавим сюда Монастырского с его «Веткой».
     
В настоящее время культура индивидуального платья почти исчезла, особенно в крупных городах. Богатого от бедного по одёжке уже не отличить. Одежда практически ничего не стоит: её шьют китайцы и их соседи в бесконечных товарных количествах и рассылают по всей планете. Сейчас можно купить любую одежду, даже не выходя из дома – online.
 
Надо отметить, что все одеты по последней моде и даже те, кому мода абсолютно безразлична. Напряженно следят за модой только провинциалы из глубокого захолустья, богачи, популярные персоны и прочие «звезды».  Настоящая «звезда» должна отличаться от обычного человека чем-то особенно ярким, самобытным, как, например, Кардашьян с её уникальной задницей.
 
Кумиры диктуют и излучают псевдостиль, а простые люди стремятся быть похожими на них.
 
Мода не только величайшая химера, но и величайшее жульничество в истории человечества. Заставить народы мира покупать каждый сезон новую одежду только потому, что она «модная» — это катастрофическое уничтожение уникальности человека. Как в принципе может всем идти к лицу «модный» цвет этого сезона? А что такое модный фасон? Это, когда все необъятные особи женского пола должны носить юбку на пять сантиметров выше колен? Не на три и не на шесть, а то бедняжка будет заклеймена позором, как вопиюще немодная.     
 
Еще в 1868 году Ч. Вортом, была создана первая в мире Федерация моды. Она называлась «Синдикат конфекций и кутюра для дам и девиц». Под «couture» понимался индивидуальный пошив элитной одежды. Сейчас модная индустрия является самостоятельным сектором мировой экономики с баснословными оборотами.  Недаром Б. Арно, владеющий многими Домами моды и компаниями, производящими предметы роскоши, признан Forbes самым богатым человеком мира в декабре 2022 года.

Прогресс технологий лжи и обмана не стоит на месте. Дегуманизация человечества идёт полным ходом. Как поразительно ловко навязывается потребителям «модное» общественное мнение явствует из примеров типичной современной рекламы:
  - Хочешь быть неповторимым – покупай рваные джинсы только нашей фирмы;
  - Покажи свою индивидуальность – упейся нашим приторно – сладким напитком;
  - Ты исключительный и уникальный — выбирай нашу сотовую связь;
  - Покажи всем свой особенный характер – наша машина тоже с особенным характером и т.д.
 
Так реклама, вовлекая, внедряет в слабые головы несчастных человеческих масс нелепую чепуху: если хочешь иметь своё мнение, свой вкус, свой стиль – имей, но такие же, как у всех.
 
Иначе: если хочешь быть не таким, как все – будь таким, как все!
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram