На 16-м международном кино-музыкальном фестивале „Кустендорф" в Мечавнике на Мокра-Горе в Сербии всемирно известный режиссёр Эмир Кустурица выступил с основополагающей речью «Новый мертвец в новом мировом порядке». Речь посвящена значению искусства и поиску ответа на вопрос: как получилось, что оно потеряло своё почётное место в обществе? Как так вышло, что "больше нет и кинозвезд: теперь фотографии Гейтса, Безоса, Маска, Цукерберга и других миллиардеров встречаются на порядки чаще"?
Стараясь ответить на этот вопрос, Кустурица вспомнил о Достоевском:
"Когда мы говорим о Достоевском, мы должны упомянуть о дехристианизации Запада. И нельзя забывать, что христианство – это не набор отвлечённых целей, идей и взглядов на мир, а конкретность Бога, воплотившегося в человеческом теле, который не даёт нам описания нашей жизни, но Он и есть эта жизнь. И человек и его путь существуют во времени как целостность, ибо человек есть не только материальное существо, не только духовное существо. Человек есть и дух, и тело. Достоевский, таким образом, предлагал видение человека как более совершенного, чем человек, которого общество позже объявит потребителем. И тлеет надежда, что искусство как верный спутник человеческого духа выживет в бунте молодёжи и в поисках утраченной свободы. Потому что многие осознают, что быть потребителем это не идеал личной свободы".
А кроме того, он
зачитал обширную выдержку из статьи Елены Кондратьевой-Сальгеро
"Человек человеку компост", опубликованной на АПН, -- о том, как останки ваших любимых людей промышленным образом превращают в удобрение.
"Так кто же хочет, чтобы мы были навозом при жизни и после смерти? -- задался вопросом Кустурица. -- Все те, кто работает над разложением искусства".