Объявление мобилизации в РФ стало сенсацией не только для её граждан, но и для населения украины. И немедленно отразилось на контенте, размещаемом в группах соцсетей и телеграм-каналах.
Но прежде надо напомнить, что украинское общество, как известно, безнадёжно расколото надвое. Как вода никогда не смешается с подсолнечным маслом в единую субстанцию, так и украинское общество никогда не сможет стать однородным в своей идеологии. Соответственно, в регионах украины действует два типа интернет-сообществ: заукраинские и пророссийские. Соотношение может меняться, но это явление практически повсеместное. Первые ведутся админами открыто, работают фактически как СМИ и поощряются властью. Вторые – это подпольно-партизанские группы: админы зачастую ведут их вообще из России либо Донбасса, а данные для постов получают от русских военных и ждущих освобождения местных жителей. Хотя для простых людей такая деятельность крайне опасна: служба безопасности украины регулярно ловит «коллаборантов» и обвиняет их в передаче данных о местах дислокации украинских военных, координат объектов, использующихся для хранения и ремонта вооружения, и прочей подобной информации.
Судьба задержанных незавидна – чаще всего они исчезают бесследно. Например, известный одесский блогер Юрий Ткачёв ещё 26 марта написал в своём телеграм-канале последний поспешный пост: «За мной пришли, было приятно пообщаться» - и с тех пор о нём нет никакой достоверной информации. УкроСМИ сообщают, что за действия в интересах России задержанные идут под суд и им грозит 8-12 лет лишения свободы, но куда они в действительности деваются – никто не знает.
Эпохальный день 21 сентября
Первые посты о том, что в РФ объявлена мобилизация, появились в заукраинских пабликах сразу после выступления Путина, в начале десятого утра. Тезисы Путина, а затем и Шойгу, там публиковали едва ли не раньше, чем в российских СМИ. И практически сразу начались анонсы некой всероссийской протестной кампании «Нет моГилизации».
Причём, что примечательно: если с февраля украина официально, на государственном уровне, начала называть граждан РФ «рашистами», «орками», «руснёй» и перешла на написание слов Россия, Москва, Путин, Российская Федерация с маленькой буквы, то в этих постах, анонсирующих мятежи против российской власти, лицемерные админы вдруг снова начали использовать заглавные буквы и называть россиян - россиянами. «Это другое» (с).
…Если в первые часы после выступления Путина в украинских группах царила растерянность и некоторое затишье (переваривали информацию), то очень скоро оно сменилась новым витком накрутки тамошнего населения. Из ЦИПСО подвезли новые вводные, и работа по продолжению расчеловечивания русских закипела. Темы, призванные вселить очередную порцию страха, паники, ненависти и презрения к России, посыпались как из рога изобилия.
Например, по николаевским группам в тот же день начала распространяться тема с ядерной катастрофой на Южно-Украинской АЭС, которая якобы должна вот-вот произойти вследствие российских обстрелов. Придурковатый губернатор Николаевской области Виталий Ким на полном серьёзе рассказывал о том, как будет эвакуировать жителей из 30-километровой зоны и кормить их йодосодержащими препаратами.
А херсонские группы в субботу, 24 сентября, распространили фейк о том, что российская армия применила на Херсонщине химическое оружие – сбросила на боевые позиции ВСУ хлорпикриновую гранату К-51.
И в субботу же по пабликам пошли вбросы и перепосты о том, что РФ собирается взорвать над украиной ядерную бомбу мощностью до 100 килотонн.
Усилилась раскрутка темы с пытками в российском плену. Участились посты о «героях», которые чудом вырвались из плена и теперь живописуют в красках, что с ними творили жестокие «орки».
Ещё одним пунктом новой методички стала тема, которую можно было бы условно назвать «Рус, сдавайся. В плену тебя ожидает тёплая еда и горячий чай». А именно, было опубликовано обращение Зеленского к русским мужчинам, которых он призвал «либо бороться против действующей власти, либо бежать из страны, либо сдаваться в украинский плен» вместо того, чтобы идти по мобилизации на войну.
И почти одновременно с этим появились вбросы о том, что русские солдаты начали продавать украинцам свою технику, чтобы не воевать и подзаработать. К публикации прилагалось заманчивое предложение с расценками (танк – 50 тысяч долларов, БМП – 25 тысяч, РСЗО – 15 тысяч, САУ – 10 тысяч) и ссылкой на соответствующий телеграм-канал.
Параллельно со всем этим непотребством в лентах периодически публиковались посты о том, как в российских аэропортах выстроились километровые очереди из мужчин, желающих сбежать из страны; о стихийных митингах, на которых граждане РФ бунтуют и отказываются приходить в военкоматы; о раздаче повесток в Москве прямо на улицах и так далее. Противника намеренно уничижали, формируя у украинского обывателя уверенность, что Россия на самом деле воевать не готова, не хочет и боится.
Референдум
Не могли украинские паблики обойти вниманием и такое знаковое событие, как референдум о присоединении к России ДНР, ЛНР и Запорожской и Херсонской областей. Как всегда, традиционно сообщалось, что явки нет, поэтому русские солдаты ходят с оружием по квартирам и под дулом автоматов заставляют жителей голосовать. (Хоть бы придумали уже что-то оригинальное, каждый раз одно и то же).
Подоспело и очередное обращение Зеленского, также растиражированное по пабликам, – на этот раз уже к жителям Запорожской и Херсонской областей, которых он призвал прятаться от российской мобилизации, избегать получения повесток и вообще, лучше всего, выезжать на территорию украины. «А если вы попадёте в российскую армию, то занимайтесь саботажем, препятствуйте российским операциям, передавайте нам всю важную информацию о базах, штабах, складах боеприпасов оккупантов. И при первой же возможности переходите на наши позиции», - посоветовал Зеленский.
Ещё одним характерным явлением можно назвать постоянное цитирование иностранных СМИ, осуждающих действия России. The New York Times,BBC, сайт администрации Байдена – отовсюду делаются копипасты, призванные показать, что «весь цивилизованный мир осуждает Россию и поддерживает бедненькую украину». Понятно, что это должно морально поддержать украинцев и внушить им очередную порцию русофобии и уверенности в собственной правоте.
По-прежнему не обходится в заукраинских группах и без тупого юмора по поводу унитазов. Как говорится, «мимо тёщиного дома я без шуток не хожу». Им это очень нравится, и уже на протяжении полугода они готовы шутить на одну и ту же тему.
В каждой избушке свои погремушки
Помимо общеукраинских тем, каналы и группы каждого города освещают и свои местные проблемы. Например, в Николаеве это ежедневная, постоянная, круглосуточная починка стремительно разрушающихся водопроводных труб. Посты на эту тему появляются в городских группах по несколько раз в день. Ситуация с водой в городе не просто сложная – она критическая.
Николаев – это крупный областной центр (около полумиллиона жителей; цифра, разумеется, довоенная), расположенный в непосредственной близости от черноморского побережья между Херсонской и Одесской областями. После Херсона он должен был стать следующим пунктом на пути к Приднестровью, но получилось то, что получилось, и в итоге он как-то завис, что называется, между небом и землёй. Этому немало поспособствовало наличие там у руля двух клинических идиотов и отъявленных мерзавцев – губернатора Кима и мэра Сенкевича. Когда в апреле был повреждён магистральный водовод, через который осуществлялось водоснабжение города со стороны Херсона, российская сторона сразу предложила помощь в восстановлении подачи воды. Вернуть в Николаев воду можно было практически сразу. Но из США было велено воевать до последнего украинца, и Ким с Сенкевичем решили исполнить это указание буквально, полностью оставив без воды город, в котором на тот момент ещё проживало, как минимум, 200-300 тысяч человек.
Поначалу николаевцы ходили за технической водой на реку, за питьевой – к родникам и колодцам. Это была сюрреалистичная картина: в 21 веке по улицам современного города тянулись вереницы измученных, уставших людей с вёдрами, канистрами и баклажками. Потом на улицах постепенно начали появляться машины-цистерны с питьевой водой. А затем случилось самое страшное: клинические, как было сказано, идиоты не нашли ничего умнее, чем наладить подачу воды напрямую из лимана, без очистки и опреснения.
Из кранов николаевцев, месяц проживших без воды в городских джунглях, потекла грязная солёная жижа, пригодная разве что для того, чтобы смывать унитаз. Люди задались резонным вопросом – а что теперь будет с бойлерами, газовыми колонками, водяными счётчиками, стиральными и посудомоечными машинами? Что будет с трубами и батареями? Но Ким с Сенкевичем беспечно махнули рукой и в очередной раз гордо отказались от помощи по починке водовода со стороны Снигирёвки. Николаевский водопровод был обречён.
Сегодня положение дел в городе можно без преувеличения назвать коммунальной катастрофой. Солёная неочищенная вода разъедает трубы не по дням, а по часам. Если поначалу вода из кранов лилась просто грязная, то теперь она стала ржавой.
Прорывы труб вследствие коррозии участились в 20 (!) раз. И это ещё не начался отопительный сезон – подачу тепла в Николаеве начинают в ноябре (а горячего водоснабжения в городе нет уже 30 лет). И если даже холодная вода уничтожила трубы настолько, что они повсеместно стали дырявыми, как решето, то что будет, когда в радиаторы пойдёт солёный кипяток?
Помимо бедственной ситуации с водой, Николаев страдает от безработицы и обстрелов. Причём уже давно установлено, что на одну российскую ракету, выпущенную по военному объекту, приходится десяток украинских снарядов, выпущенных по жилым кварталам. Об этом свидетельствует и направление прилётов, и характер осколков. Здравомыслящие жители это давно поняли, но упоротые отказываются верить в очевидное и продолжают утверждать, что их обстреливает исключительно Россия, которая специально целится по мирным жителям.
Хорошая мина при плохой игре
В целом, реакция на российскую мобилизацию в украинском сегменте соцсетей даёт понять, что эта тема украину раздражает. Несмотря на браваду последних дней, на зубоскальство по поводу унитазов, на бахвальство о скупке российской техники – чувствуется, что украина занервничала. С этой целью и делаются посты о якобы антимобилизационных бунтах в РФ, о массовом бегстве русских за границу. На самом же деле, «в глубине души, где-то очень глубоко» (с) украинцы начинают понимать, что воевать с сотнями тысяч озлобленных русских мужиков будет куда сложнее, чем исподтишка обстреливать мирные города и тыкать палочкой в сонного медведя со связанными лапами.
Правда, они пока ещё верят в свой безоговорочный успех: западные кураторы долго им внушали, что они самая мощная и мотивированная армия в мире и победят «пьющего русского Ивана» одной левой, ведь иначе и быть не может. Но то, что после 21 сентября они заёрзали и начали испытывать ощутимый психологический (пока только психологический) дискомфорт – это очевидный факт.