Беседа с Романом Шиженским, кандидатом исторических наук, доцентом, заведующим лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Балтийского федерального университета имени И. Канта.
-- Роман, почему среди украинских, российских, белорусских да и вообще европейских ультраправых так популярно язычество? В чем причина: культ силы, воинского духа, агрессии, войны?
Александр, я думаю, всё намного сложнее. Современное язычество, подчеркну, славянский религиозный нативизм вкупе с некоторыми движениями европейских приверженцев «традиции» (Одинизм, Асатру), в настоящее выступают как мировоззренческие объединения, параллельные официальным государственным и общественным институтам. Отвергая существующую реальность, в том числе из-за декларируемой, но необъясняемой толерантности, ставки на космополитизм, помноженные на «этническую тоску» по великому прошлому и конспирологические теории, заставляют язычников конструировать свой диаспоральный мир со своей системой табу, законами, выстраиваемой (внешней) политикой с иноокружением. Применительно к РФ, и мы это неоднократно отмечали, отдельно взятый институт «родноверия» (последователей родной веры), насчитывающий по разным данным десятки тысяч активных приверженцев, не считая массы сочувствующих и городских адептов фетиша этно-шашлыков, уже имеет разработанную источниковую базу, пантеон, празднично-обрядовый комплекс, когорту служителей культа, атрибутику. По факту мы получаем этнически заряжённый и мировоззренчески сформированный микромир последователей старых богов внутри отдельно взятого государства.
Возможно, именно в исторической, структурной, идеологической антитезе, отвергающей сегодняшнее всё и вся, и скрывается причина популярности язычества в ультраправой среде. Более того, в ряде случаев «правое» и «младоязыческое» просто не разделимы: их генезис и развитие результат утопических проектов идеологов. Сошлемся на известные в отечественной языческой культовой среде концепции А.А. Добровольского (Доброслава) и В. Викернеса. Безусловно, свою лепту в популяризацию язычества вносит и декларируемый в ряде объединений культ силы, ставка на ЗОЖ, возрождение национальных силовых видов спорта, реконструкция образа жизни, правильной социальной иерархии предков и т.д. Отсюда ставка на пантеон богов-воинов (Перуна, Тора), определенного вида жертвоприношения и соответствующую символику.
-- После того, как русская армия ДНР при поддержке российских ВКС и флота стала освобождать Мариуполь, военным на блокпостах вокруг города раздали ориентировки с изображениями разного рода символов и знаков, которые в виде татуировок набиты на телах «азовцев» и других военнослужащих ВСУ. По этим тату переодевшиеся в гражданскую одежду «нацики» и вычислялись. Среди них, кроме традиционных свастик и всего, что связано с нацизмом, можно было встретить коловраты, скандинавские руны, кельтские кресты и что-то ещё языческое. А у одного из «азовцев» на спине был выбит Бафомет, которому якобы поклонялись тамплиеры. С нацизмом мне всё понятно, а почему среди украинских правых так популярна языческая символика?
На примере боевой раскраски «азовцев» мы наблюдаем очередной (в данном случае -«наглядный») этап трансформации славянского язычества априори характерный для рассматриваемого конструируемого движения последней трети XX-третьего десятилетия XXI века. Дело в том, что для «выживания» в условиях непонимания и неприятия нового язычества подавляющей частью социума, противостояния с официальными конфессиями и государственными структурами, лидеры отдельных объединений, союзов общин и даже отдельные идеологи, не состоящие в структурированных объединениях, но окормляющие, скажем, интернет-пространство, вынуждены открывать авторские «звериные тропы» - собственное прочтение «старого» язычества со всем комплексом элементов, его формирующих. Кроме того, как любое движение, младоязычество нуждается в притоке новых членов, представленных новым поколением, со своим новым взглядом на мир, в том числе на новое язычество. Как следствие, распространение с 2000-х годов синкретических языческих объединений, совмещающих разные «традиции» и практики, ставящие принадлежность к Язычеству - движению анти - выше декларируемых ранее этнических кодексов. Наиболее ярко и доступно для потенциальных неофитов и прозелитов движения соединение несоединимого проявляется во внешней атрибутике, в нашем случае -- в индустрии языческого татуажа. Для рядового непосвящённого азовца «забитые» рунами старшего футарха «рукава», новоязыческий коловрат на груди, сочетающийся с фрагментами скифского звериного стиля и рогатым антропоморфным дяденькой на спине, – не несёт противоречий, не заставляет впасть в мировоззренческий диссонанс. Главенствующим является сам факт «набитых» символов без привязки к этническому «мы». Чем больше, чем загадочнее для окружающей массы профанов трискеле, шлемов ужаса, валькнутов, тем больше уверенности в себе, в отношении себя к кругу избранных. К тому же, «забивая» себя «индоевропейским всем», можно бравировать идеями белой расы, единого европейского мира, северной прародиной и, естественно, «нашими» святынями: Трипольем, Туле, Арконой.
-- Можно ли говорить, что коловрат – это свастика, и на этом основании ставить знак равенства между неоязычеством (родноверием) и нацизмом? Тут прослеживается корреляция? Например, один из главных идеологов российского неоязычества Доброслав (Алексей Добровольский) был открытым национал-социалистом и антисемитом. Есть фото, где он зигует на фоне флага вермахта. Кстати, как так вышло, что Доброслав «москаль» (хоть папа у него, как об этом говорил сам Добровольский, родом из «запорожских казаков»), а «азовцы» используют в каком-то смысле «изобретённый» им коловрат?
Коловрат относится к свастическим символам, но это не означает, что использование данного знака позволяет поставить знак равенства между новым языческим сообществом и приверженцами ультраправой идеологии. Упуская этнографический, археологический и исторический (появление коловрата связывают с профессиональной деятельностью польского профессора С. Якубовского) экскурсы, посвященные восьмилучевой свастике, остановимся на возникновении русского, вернее советского, варианта коловрата. В 1989 году А.А Добровольский (по моему мнению, первый полноценный язычник СССР) принимает имя Доброслав, издаёт программную брошюру «Стрелы Ярилы», выпускает первый именослов и утверждает Коловрат как символ возрождающегося язычества. В дальнейшем данный символ стал использоваться практически всеми «родноверческими» общинами и организациями, которые характеризуются самими язычниками с отрицательных позиций, с использованием приставки «псевдо». Достаточно вспомнить запрещённую в РФ «Церковь православных староверов-инглингов». Нелепое многообразие восьмилучевой обережной «продукции» инглингов до сих пор на 80% заполняет пространство интернет-маркеров, предлагая модифицированные коловраты для решения всех житейских проблем, как говорили у нас на истфаке, «от Адама до Потсдама».
По поводу взглядов Добровольского: мировоззренческий дискурс, сформированный Доброславом в конце 1970-х годов прошлого века, актуален для языческой диаспоры и на современном этапе! Это легко доказать знакомством с сегодняшними нарративами ряда младоязыческих объединений (кстати, данный термин ввёл сам Доброслав). Знакомство с творчеством «васеневского отшельника» позволяет выдвинуть утверждение, что взгляды Добровольского выходили далеко за рамки «чистого» национал-социализма…
Возвращаясь к азовским коловратам, вариантов появления данных «тату» несколько. Во-первых, данный символ мог попасть к украинским «ридноверам» от эмигрантских кругов «рунвировцев» и польских языческих националистов. Во-вторых, от русских язычников (о нехватке специализированной литературы на Украине и практике постоянных заказов «источников» в РФ мне приходилось непосредственно слышать в первом десятилетии постмиллениума от некоторых лидеров языческой Украины). В-третьих, коловрат - это все-таки вариация свастики – отсюда выход на так популярную у нацбатальонов символику Третьего рейха. В-четвёртых, возвращаюсь к ответу на второй вопрос – «какая разница, что набивать, главное – против «системы», «чтобы узнавали свои и боялись чужие», «я же наследник трипольской культуры» - как понимаете, этим козырем могут воспользоваться только «продвинутые» носители коловрата.
-- Можно ли говорить, что неоязычество изобрела западно-украинская эмиграция, а потом, в Перестройку, это поветрие пришло в СССР? Это западно-украинское неоязычество появилось в 30-х годах под влиянием немецкого фашизма? Какова роль в этих процессах Владимира Шаяна и Льва Силенко?
Украинское неоязычество развивалось с прямым участием обозначенных вами деятелей, активно сотрудничавших с идеологической машиной гитлеровской Германии и нашими «западными коллегами». Однако попытки адаптации языческого мировоззрения к современным реалиям фиксируются уже в армии украинской народной республики 1917 – 1923 гг. В дальнейшем (2000-е), используя мой любимый термин – языческая пролификация -- «цветы», посаженные Шаяном и Силенко, взошли в виде «Объединения родноверов Украины», «Родной Православной Веры», «Великого огня» и т.д. По моему мнению, вариант возникновения русского неоязычества напрямую не связан с «украинским следом». Скорее наоборот, отсылаю интересующихся к любопытной «родственной преемственности» язычества ленинградской группы «Союза венедов» и винницкого «Собора родной украинской веры». Даже признавая определённое влияние, оказанное на «первого» русского язычника Добровольского немецкими коллегами по Дубравлагу, уже с последнего десятилетия XX века в России формируется собственная база идеологов с авторским мировоззренческим концептом. Достаточно привести в пример теоретические и практические наработки Н.Н. Сперанского (Велимира), Б.А. Гасанова (Богумила), В.С. Казакова (Вадима), И.Г. Черкасова (Велеслава).
-- Как объяснить такой феномен: одни российские неоязычники пошли воевать в «Азов» (запрещён в РФ), а другие, как например, ребята из подразделения «Русич», за ДНР? Причём «русичи» открыто носят шевроны с коловратами на рукаве. Я знаю, что вы со многими из таких неоязычников состоите в переписке. Можете рассказать об их мотивах?
На стороне РФ воюет несколько русских и иных российских этнических языческих подразделений. Причем некоторые группы и отдельные носители «традиции» отработали на Донбассе несколько командировок. В случае языческого противостояния мы сталкиваемся с уникальным опытом, когда интересы Родины – здорового национализма и почвенничества со стороны бойцов РФ -- превалируют над религиозной и этнической доминантой украинских боевиков. При этом следует учитывать факт, что в отличие от подавляющей части украинских радикалов, «забитых» языческой символикой в соответствии с клановой модой и при этом не понимающих значения большинства нанесённых символов, российские нативисты «заряжены» идеологией. Вспоминаю разговор с одним из представителей языческого отряда Поволжья: «Они (Азов) нелюди. Перед командировкой мы вспомнили Предков… Наверное, помогло – все ребята вернулись, даже царапин не было». Плохо это или хорошо -- вопрос отдельный. Главное лично для меня, как исследователя фиксируемого феномена, -- что мы наблюдаем процесс становления здоровой народности. Религиозный выбор воинов, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения. Даже на стадии «разбора» возникает много вопросов практически ко всем государственно-формирующим институтам…
-- Какую роль сыграл в становлении восточнославянского язычества советский академик Борис Рыбаков? Украинские националисты любят возводить украинскую нацию аж к трипольской культуре. Говорят, что в этом деле им «помог» академик Рыбаков. Это правда?
На становление современной версии славянского язычества оказали влияние многие факторы, вплоть до фильма по знаменитой книге В. Иванова «Русь изначальная». Сейчас модно критиковать «мифологемы» - исторические домысливания академика Б. Рыбакова. Отсылаю Вас к работе Л. Клейна «Воскрешение Перуна»; знающие люди меня поймут и касаемо биографии автора и его теории. Безусловно, Б. Рыбаков оказал значительное влияние на русское язычество XX-XXI веков. Это подтверждают результаты наших опросов: для большинства рядовых участников языческих «свят» два тома академика являются практически единственным источником по вере предков. Его вклад в становление «традиции» зафиксирован в издании «Тризна по Борису Александровичу Рыбакову» и поминальном обряде, организованном общинами «Велесова круга», «Родолюбия», «Коляды вятичей», «Триглава» и др. Академик Рыбаков не мог и не хотел создать прецедент безумия националистических украинских археологических культур. Придерживаясь «настоящей истории», мы можем дойти до известных трактовок: «Палестина» - русское: «Теплый стан», «не верю, а ведаю», «почему русские живут плохо: нужно найти «свитень», в нем содержатся данные по «кону», «ладу» и «красоте». И перечисленное – это только начало сумасшествия, с которым встречаешься в «поле». Часть социума просто становится денежной «донорской» площадкой смешных «волхвов». Я приведу лишь один пример: с 2018 года в РФ действует синкретическое объединение, главная цель которого – борьба с межгалактическим злом через танец в «сакральных» местах планеты. Все это смешно, как и укры с плясом, «библией» - «Велесовой книгой» и вырытым морем, но, к сожалению, это «кушают» определённые слои и группы российского населения, особенно в провинции. Вместе с тем ряд идеологов нового язычества опубликовали исторические тексты, неизвестные общественности, ведут, как бы сказала молодёжь, «реальные» этнографические исследования и реконструкторские практики.
-- В прошлое воскресенье в Варшаве прошел большой марш польских ультраправых против Украины и Америки. На многих знамёнах там польский Белый орел был вписан в коловрат. Кто на кого повлиял в плане использования коловрата: польские ультраправые на русских, или русские ультраправые на польских?
На данный вопрос отвечу, ссылаясь на свои польские источники: «В мероприятии принимали участие представители нескольких языческих групп. Коловрат использовался и язычниками, и сторонниками панславизма». Думаю, в современных условиях значение символа двоякое. Границы размыты. Вспоминая поездку к польским языческим радикалам, отмечу: их очень интересует развитие «родноверия» в России, источниковая база наших языческих групп, обряды и лидерская группа.
Беседовал Александр Чаленко.