Дорогие коллеги,
Прямо перед вылетом в Сеул на ежегодный конгресс авторской конфедерации, членом исполнительного комитета которой был избран, я получил извещение о том, что участие русских делегатов отменено в рамках культурного эмбарго по требованию представителей Европы.
В это тяжелое время российские сценаристы пытаются собирать камни, а не разбрасывать их. Но нам объявляют войну — вслед за музыкантами, спортсменами, паралимпийцами, научным сообществом. На фоне сегодняшней трагедии это даже не проблема, — но свидетельство того, что поле культуры тоже превращено в поле боя.
Роль Запада в разрушении связей России и Украины трудно переоценить. Сейчас он уничтожает возможность диалога людей мирных профессий. Культура тоже подходит для того, чтобы разделять и властвовать — хоть по расовым критериям, хоть по этническим.
Идея коллективной ответственности не нова. К этой основе террористической морали можно относиться по-разному. Я безусловно принимаю ее в отношении себя, раз она навязана моему народу, но никогда не стану навязывать другим.
С идеи этнического и нравственного превосходства начинается любой фашизм. Если бы я ее разделял, то как человек, в жилах которого течет русская и еврейская кровь, должен был бы смотреть с ненавистью и свысока на представителей европейских народов, культура которых не помешала им стать архитекторами и творцами Холокоста.
На граждан культурных государств, которые расчленили Чехословакию, открыв дорогу Второй мировой войне. На жителей демократических стран, которые обрекли Чехословакию на заклание, но спустя тридцать лет были возмущены советскими танками в Праге. На людей, соплеменники которых по колено в крови Вильнюсского и Рижского гетто, Хатыни и Едвабне, Бабьего Яра и Саласпилса.
Но чья культура в ответе за геноцид и апартеид, которые стали фундаментом благосостояния западных демократий? Чья культура требовала трехсот процентов прибыли, затмивших идеалы свободы тем, кто поддерживал диктаторов-союзников по всему миру? Кто делал заложниками прокси-войн против СССР миллионы корейцев и индонезийцев, вьетнамцев и афганцев. Кто бомбил Белград, спровоцировав распад Югославии и череду кровавых гражданских войн между ее народами. Кто сеял смерть и хаос борьбой за демократию в Ираке, Ливии и Сирии.
Кто умывал руки во время геноцида в Руанде и разжигал костры человеконенавистнических амбиций там, где гражданские войны были выгодны свободному миру. Национализм зарождается в головах интеллектуалов и созревает войной: идеология крови и почвы требует удобрять почву кровью. Давайте признаем, что миром правят не мораль и нравственность, а выгода и двойные стандарты: если Мосул и Алеппо стирали с лица земли страны совершенно разных культур, то одна из этих культур сегодня считает себя вправе отменять другую.
Нас поставили перед дилеммой — выражать солидарность или с теми, кто отменяет нашу культуру, или с теми, кто ею живет. Правление нашей гильдии, представляющее людей самых разных политических взглядов, сделало свой выбор. Мы выходим из AVACI и права сценаристов будем защищать внутри своей страны сами, — пока невидимая рука рынка снова не заставит отменяющих нас забыть о логике коллективной ответственности.
Гуманитарная катастрофа — не только то, что несет любая война, разрушающая жизни миллионов. Гуманитарная катастрофа начинается в умах и сердцах. Это — цепная реакция распада всего, что связывает людей, — торжество молоха военно-промышленного комплекса над здравым смыслом.
Но не все обязаны приносить ему в жертву культуру. Во время войны с фашизмом мы не отменяли Гете и Рильке, а во время Холодной войны — Киплинга и Фолкнера. Мы не отменяем Василя Стуса и Лину Костенко, Киру Муратову и Сергея Лозницу. Мы не можем отменить ничего — ни пролитой крови, ни вершин человеческого духа.
Задача кинематографистов — быть хранителями здравого смысла, бороться своими историями против расчеловечивания, за объединение общества и диалог культур. Политика властвует над умами и душами, разделяя людей. Но согласиться с этим люди могут только сами.
Алексей Алешковский
президент Гильдии кинодраматургов
Союза кинематографистов России