Кандидаты в президенты РЮО во время теледебатов не скупились на обвинения друг друга.
В ходе теледебатов двух кандидатов в президенты Республики Южная Осетия перед вторым туром голосования произошла сенсация: действующий президент Анатолий Бибилов обвинил свое соперника Алана Гаглоева в соучастии в убийстве трех человек. «В республике все знают о том, что родного брата моего оппонента обвиняют в тройном убийстве, а также в подготовке терактов на территории Южной Осетии. А сам он является соучастником. Есть ли право у президента быть связанным с преступностью? В случае победы на выборах он в первую очередь освободит своего брата из-под стражи», – сказал Бибилов.
Дата второго тура выборов неизвестна
Выборные страсти в Южной Осетии накалились до предела. Два кандидата, вышедшие во второй тур, провели бурные теледебаты, а Верховный суд Южной Осетии 23 апреля
отменил решение ЦИК о проведении второго тура президентских выборов в четверг 28 апреля. Дата второго тура не определена.
Первый тур выборов президента республики прошел 10 апреля. Второй тур должен был по закону состояться через
две недели, но на 24 апреля, как и на 1 мая, назначить выборы оказалось нельзя, так как тот же закон запрещает проводить выборы в праздничные дни.
ЦИК предложил провести выборы в четверг 28 апреля, сделав этот день выходным в республике, но Верховный суд удовлетворил иск трех заявителей и отменил решение ЦИК на том основании, что согласно Конституции республики выборы могут проходить только в воскресный день.
Ранее в ЦИК Южной Осетии заявили, что второй тур президентских выборов может состояться 8 мая. Но в республике опасаются, что после публичного обвинения Алана Гаглоева в тройном убийстве выборы вообще могу быть отменены.
Во втором туре за кресло главы государства будут бороться лидер партии "Ныхас" Алан Гаглоев и действующий президент Анатолий Бибилов. В первом туре по результатам обработки 95% протоколов лидер партии "Ныхас" Алан Гаглоев набрал 36,9% голосов, за Анатолия Бибилова проголосовало 33,5% избирателей. Количество проголосовавших 10 апреля граждан страны составило по данным ЦИК 29 057 человек или 73,97% от общего количества избирателей.
Сейчас в республике обсуждают результаты
дебатов кандидатов, состоявшихся 22 апреля. Если дебаты первого тура проходили по стандартной схеме, когда оппозиция консолидировалась и "дружила" против действующего президента, пытаясь дискредитировать годы его управления страной, а действующий глава страны «отбивался», то перед вторым туром Анатолий Бибилов выбрал тактику аргументированного нападения.
Тема дебатов была обозначена как "законность и порядок", чем воспользовался Анатолий Бибилов, подняв тему так и не расследованного до конца убийства, в котором прямо обвиняется Александр Гаглоев, брат кандидата в президента. Сам Алан Гаглоев подозревается в соучастии в преступлении. В ходе дебатов Алан Гаглоев заявил, что виновными своего брата и себя не считает.
Дело об убийстве
Александра Гаглоева − родного брата кандидата в президенты Алана Гаглоева − обвиняют в убийстве трех человек. Предположительно, в преступлении замешан и сам кандидат.
Преступление произошло 18 лет назад.
В 2004 году 12 января на автомобиле "Камаз" с грузом яблок с оптового рынка грузинского села Эргнет выехали три человека − Багандов И.О., Дигбагандов Т.Р. и Маргиев Р.С. Известно, что они направлялись в российский Череповец. Их трупы со следами насильственной смерти были случайно обнаружены только 8 июня 2020 года.
На следующий день после исчезновения трех человек, 13 января, "Камаз" нашли в североосетинском селе Ногир без номерных знаков и груза. За рулем был некто Джагаев, который при допросе признался в убийстве и сдал двух подельников – Александра Гаглоева и Геннадия Кулаева.
Следствие также установило: ныне кандидат в президенты РЮО, а тогда сотрудник КГБ, Алан Гаглоев въехал в РФ прямо вслед за той же автомашиной "Камаз" с грузом яблок. Об этом
сообщает в телеграм-канале Багангаджи Багандов, брат одного из убитых.
Алан Гаглоев отрицал свою связь со случившимся, объясняя пересечение границы тем, что якобы выезжал в командировку. Однако на запрос Генпрокуратуры Южной Осетии пришёл ответ: Алан Гаглоев ни в какую командировку в указанный период не направлялся.
После обнаружения останков убитых сразу же, 9 июня, следственным управлением было возбуждено уголовное дело по части второй ст.105 УК РФ (убийство двух или более лиц). "По данному факту в рамках уголовного дела 10 сентября текущего года [2020-го] примерно в 20 часов 10 минут был задержан гражданин Республики Южная Осетия Гаглоев Александр Эдуардович по подозрению в совершении указанного преступления, в тот же день в его домовладении был проведен обыск в целях отыскания и изъятия следов преступления", – рассказал журналистам старший следователь генеральной прокуратуры Эдуард Танделов. В рамках уголовного дела в отношении проходящего по этому же делу Геннадия Кулаева Цхинвальским городским судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, решается вопрос меры пресечения в отношении Александра Гаглоева, сообщил следователь.
Следствие идет до сих пор, виновные не наказаны. Судебный процесс постоянно тормозится подсудимым Александром Гаглоевым и его адвокатами. По мнению Багангаджи Багандова, всё выглядит так, будто они тянут время — ждут, когда к власти придёт родной брат Алан и отзовет дело.
Алан Гаглоев в ходе дебатов заявил, что виновным своего брата и себя не считает. «Мой брат Александр Гаглоев не раз писал ходатайство о разрешении на допуск к судебным процессам журналистов, представителей общественности, депутатов. Если бы он был виновен, то не был бы заинтересован в освещении этого дела. На заседания суда не была, в том числе, допущена его семья», — подчеркнул Гаглоев.
Бибилов обвинил Гаглоева в пособничестве терроризму
В ходе теледебатов Анатолий Бибилов заявил, что Александр Гаглоев, брат кандидата Алана Гаглоева, пособничал террористам.
Александр Гаглоев, как установило следствие, пытался устроить серию
террористических актов на территории Южной Осетии.
2 мая 2008 года по подозрению в причастности к террористической деятельности в интересах спецслужб Республики Грузия против Республики Южная Осетия в г. Цхинвал был задержан Джагаев Д.В. На допросах он пояснил, что в террористической деятельности в интересах спецслужб Грузии против Южной Осетии также действовал Гаглоев Александр Эдуардович и другие лица.
5 июня 2008 года по подозрению в причастности к террористической деятельности был задержан Догузов Амиран Станиславович, который на допросах показал на причастность Гаглоева Александра Эдуардовича к террористической деятельности в интересах Грузии против Южной Осетии, в том числе и участии в совершении террористического акта в гостинице «Алан» в 2007 году.
Следствию стало известно, сообщила Генпрокуратура Южной Осетии, что Алан Гаглоев, пользуясь служебным положением, избивал свидетеля Догузова А.С. лично и приказывал это делать другим сотрудникам до тех пор, пока Догузова не пообещал отказаться от своих правдивых показаний и не дал ложные показания о том, что Александр Гаглоев не передавал ему взрывное устройство с пультом и не уговаривал его вместе с Санакоевым Иналом и двумя представителями спецслужб Грузии за денежное вознаграждение совершить несколько террористических актов в городе Цхинвал, в частности, взорвать гостиницу «Алан».
В декабре 2020 года Генеральная прокуратура Республики Южная Осетия сообщила, что проводится проверка в отношении Александра Гаглоева и других лиц об их причастности к террористической деятельности, а уголовное дело против них следователем КГБ Республики Южная Осетия прекращено необоснованно. Генпрокуратура Южной Осетии
решила возобновить уголовное дело № 910701, возбужденное 1 августа 2007 года следственным отделом КГБ Республики по статье покушения на террористический акт. Правоохранителям стало ясно, что в свое время, кто-то эффективно «замял» дело.
«Грузинский» кандидат
В Южной Осетии многие считают Алана Гаглоева кандидатом, действующим в интересах Грузии.
Тбилисские власти всегда публично выражали свое негативное отношение к выборам в РЮО и постоянно объявляли президентские выборы нелегитимными. Сейчас в грузинских СМИ тишина, никаких следов осуждения выборов, только молчание и выжидание. В Грузии фактически празднуют скорую победу Алана и его президентство в Южной Осетии. «Алан Гаглоев – последняя надежда лениногорских грузин» — такие
заголовки появляются в местных СМИ и пабликах.
Анализ выступлений Алана Гаглоева показывает, что сейчас его главная задача – сорвать или максимально отсрочить референдум о вхождении Южной Осетии в состав Российской Федерации, о чем заявил нынешний глава республики.
На первый взгляд Алан Гаглоев
«за вхождение», но «референдум не нужен». "Есть стремление нашего народа к воссоединению с северными братьями в составе России. Верховный совет Южной Осетии в сентябре 1991 года и граждане на референдуме в январе 1992 проголосовали за воссоединение с Россией. Явка тогда была 96,9%, "за" проголосовало 99,89%. С точки зрения международного права референдум был проведен безупречно. Грузия не была тогда членом ООН, международно признанной страной. На основании этих документов Россия признала нашу независимость, и они имеют достаточную юридическую силу и для воссоединения. Но если нужен еще один референдум — его проведет любой избранный президент, потому что такова воля нашего народа» – говорит Гаглоев. «Но», не надо спешить, считает кандидат: «Столь важное решение, по моему убеждению, не принимается в одностороннем порядке. И главным фактором здесь является готовность Российской Федерации взять на себя такую ответственность. Необходимо провести предварительную работу, достичь определенных договоренностей. Каждый шаг необходимо сверять с позицией стратегического партнера, чтобы не осложнять и так непростую геополитическую ситуацию».
Анатолий Бибилов говорит об открывшемся «окне возможностей» для такого шага, а Алан Гаглоев – о том, что «Российская Федерация – наш стратегический партнер, наш главный союзник, и наш внешнеполитический курс всегда будет пророссийским. И наш союзнический долг — это, прежде всего, законность на нашей территории и экономическая самостоятельность».
«Пророссийский курс» может быть только у государственного образования, не входящего в состав России, также как и «экономическая самостоятельность». Из этих заявления однозначно видно, что если Гаглоев станет президентом, он будет максимально затягивать вхождение Южной Осетии в состав России. А там, глядишь, России будет не до маленькой Южной Осетии.
Гаглоев откровенно заявляет о
«недопустимости» "использования идеи воссоединения в качестве предвыборной манипуляции сознанием народа". "Это безответственный шаг и по отношению к собственному народу, и по отношению к России", - говорится в публикации.
К слову, Алан Гаглоев даже не особо скрывает своего желания положить новый виток развития грузинской интеграции в Южную Осетию. В частности, открыть дорогу в Грузию – центральная идея избирательной кампании Алана Гаглоева. Это его первоначальная цель и давняя мечта, о которой он часто публично заявлял.
Сложно сказать, почему мечта именно такая. Как можно объяснить тот факт, что приграничные территории в Ленингорском районе, где проживает чуть более двух тысяч избирателей, он посещал уже пять раз, хотя другие районы Южной Осетии по его же признанию посетить никак не успевает. Многие противники политики Гаглоева уверяют, что истинный мотив открытия дороги – наладить контрабанду из Грузии.
Выборы президента Южной Осетии в 2022 году имеют особое значение для России
Сложное сегодняшнее международное положение России делает более значимыми любые шаги по сближению или отдалению связанных с ней народов. Победа кандидата, нацеленного на вхождение Южной Осетии в состав России, или, наоборот, стремящегося не допустить такого вхождения, на долгий срок определит судьбу республики.
Сторонники Гаглоева готовы закрывать глаза на преступное прошлое кандидата, обвиняя его визави, Анатолия Бибилова, во всех смертных грехах. Особенно оппозиция выделяет передачу в 2019 году Грузии Цнелиса (Уисты) и других приграничных земель, хотя экс-президент республики Эдуард Кокойты
признавал, что данные территории и их принадлежность всегда были больным вопросом ещё до прихода Бибилова к власти.
Те же, кто поддерживает действующего президента на второй срок, делают акцент на причастности Алана Гаглоева к тройному убийству и покрывательству организаторов теракта.