К протестам против навязывания техники на отечественных процессорах присоединилось МВД. Через «Коммерсант» слита информация, что на уровне замминистра прошло обращение в правительство о низкой производительности этой техники, которая ведёт к сбоям и, в конечном счёте, тормозит цифровизацию ведомства. Это уже не конференция с участием Росатома, Ростеха, мэрии Москвы, Сбербанка и других озабоченных необходимостью пользоваться некачественной электроникой ради импортозамещения, о которой мы в свое время писали. Это прямая фронда и введение правительства в когнитивный диссонанс. Суперприоритет тотальной цифровизации против суперприоритета импортозамещения. Кто кого сборет в коллективном правительственном мозгу – слон или кит? Вообще-то, такие противоречия ведут к шизофрении.
Как полагают эксперты
телеграм канала Новый Век, импортозаместители попытаются заткнуть МВД ссылкой на то, что сейчас их серверы работают на процессорах Эльбрус-8С, а уже вот-вот пойдёт в серию Эльбрус-16С и вот тут-то жизнь и наладится, чуть потерпеть осталось.
Не наладится, естественно, ничего. Habr провел тестирование инженерного (т.е. вылизанного до близости к идеалу, в отличие от серийника) образца Эльбрус-16С. Тесты показали, что он медленнее, чем десятилетней давности Intel Core i7 2600 при обработке программного кода на php – в 2 раза, на Java – в 2,5 раза, на самом модном и прогрессивном языке python, специально заточенном под бигдату, машинное обучение и все современные фишки, - в 7 раз. И это ещё ничего не говорится об отказоустойчивости.
Зато кое-что известно о цене. Материнские платы с интегрированными процессорами Эльбрус-8С стоят 120 тыс. руб. у производителя. Причём это материнские платы для неттопов и моноблоков – то есть платы, в которых производительность принесена в ущерб уменьшению формфактора, чтобы втиснуть в небольшой корпус. Intel Core i7 2600, соревнование с которым так позорно проиграл Эльбрус нового поколения, в момент выпуска в 2011 году, когда он был супертоповым, стоил у производителя порядка 250 баксов, т.е. меньше 20 тысяч рублей на нынешние деньги. Сегодня за 120 тысяч можно купить полноценный игровой компьютер, который по производительности с Эльбрусами нелепо даже сравнивать. А тут только материанская плата с процессором.
А теперь добавим к проблеме производительности проблему качества российских программистов. Государственный софт, который они компилируют из доступных библиотек с открытым кодом, сбоит даже на отличном железе – то база ГИБДД грохнется, то транспортные карты граждан обнулятся на полдня, то несчастные куар-коды кто-то не получит.
Всё это вместе – путь не к торможению цифровизации. Это путь к запрограммированным и предопределенным техногенным катастрофам. Причём за эти катастрофы ещё и надо заплатить в четыре, пять, десять раз дороже, чем за нормальную работоспособную технику.