ЦБ снова скорректировал прогноз по инфляции. Тихой сапой перейдён психологический барьер в 8% в годовом выражении. И даже не перейдён, а перескочен, потому что с 7,4-7,8 прогноз прыгнул сразу на 8,13.
Ещё интереснее, рассуждает
телеграм канал Новый Век, за счёт чего он прыгнул. ЦБ впервые не то, чтобы признал, но не скрыл, что основное давление на инфляцию оказывают потребительские цены, и даже не просто потребительские, а цены на продукты. В сегменте продовольствие они признали инфляцию на уровне 10,89%. Тихонько так заметили, на полях общих рассуждений о том, что вот-вот вернутся к таргетированной цели в 4%.
На практике это означает инфляцию не менее 20%. Обычно рассчётные данные ЦБ, Минэка, Росстата и прочих наблюдателей соотносятся с так называемой «наблюдаемой инфляцией», то есть с тем, что люди реально видят на ценниках, с коэффициентом 2-2,5.
При этом дикость с подорожанием самых простых овощей продолжается. Картошка с капустой дорожают, по Росстату, на 1-1,5% в неделю – это больше 100% в годовом выражении. Правительство вынуждено отряхнуть пыль с дикой формулировки «борщевой набор» и что-то с этим думать. До них наконец дошло, что списать подорожание сначала на импорт американской инфляции, потом на сезон, потом на несезон больше не получается, пора уже как-то тормозить готовящуюся к кастрюльному бунту домохозяйку.
В результате Минсельхоз объявил, что бодро нарастит посевные площади под овощные культуры почти до 110 тысяч га. Это, между прочим, примерно на 15%. Тем самым косвенно подтверждается факт, о котором мы говорили с самого начала ценового ралли на овощи – вся проблема в том, что Минсельхоз сократил земельный клин, по каким-то своим, не поддающимся уже установлению, но от того не менее бессмысленным и вредительским резонам.
Министерство упаковывает эту очевидность, чтоб не так бросалась в глаза, в целую систему мер типа увеличения капстроительства овощехранилищ. Но это уже их сопутствующие заработки на стройке – к проблеме дефицита овощей на рынке реального отношения не имеет, так как площади хранения до сих пор никак на сокращение предложения не влияли.
А вот что влияет и о чём Минсельхоз и все остальные ведомства помалкивают – это политика продуктовых торговых сетей. Немалая доля вины лежит на их стандартах, по которым они бракуют вполне качественную продукцию за размер и всякую эстетику. Маленькие кривые огурцы даже самые дешёвые сети не принимают, хотя эти огурцы в салате ничем не отличаются от больших и прямых. Просто калькировали западные практики без ума, а в результате в год, когда овощи вызревают не очень, львиная доля урожая идёт только в переработку, а то и в компост, создавая дефицит свежих овощей. Но сети трогать у нас побаиваются, да и не умеют разбираться в хитросплетениях их хамского давления на производителей.
Так или иначе, увеличение посевных площадей – то единственное, что нужно было делать срочно – скажется только будущей весной и только частично, а полностью – только к осени и только при хорошем для урожая годе. Все это время овощи будут дорожать и компенсироваться также недешевеющим импортом. И это только начало проблем.
Потому что очередная катастрофа ожидает сахар и подсолнечное масло, с которыми вроде всё решили, всех нагнули и цены загосрегулировали, а ничего не решилось и не нагнулось. Так что вице-премьер Абрамченко на днях разослала поручение Минсельхозу, Минэку, Минпромторгу и ФАСу готовить предложения по удержанию цен на эти продукты.
Надо заметить, что правительство всерьёз всколыхивает рост цен только на самое дешёвое, на то, что составляет основу рациона беднейшей части населения. Неплохо бы им узнать, что борщевой набор – это не капуста, свекла, морковка, картошка, как им, давно забывшим, где на кухне кастрюля, кажется. Борщ начинается с говяжьей грудинки, и она тоже отнюдь не подешевела