«Вы можете мне ничего не объяснять – я читаю, смотрю новости, слежу за событиями. Ваша точка зрения – это поиск мировых заговоров, вы видите то, чего нет. Слушать вас не хочу. И не понимаю, как можно сомневаться в элементарном, в том, что все говорят и считают фактами. Да и вообще вы, похоже, фашист и радикал».
Подобные высказывания стали не редкостью. Пандемийная ситуация только обострила то, что называется восприимчивостью к внушению, а также максимальную защиту от дополнительного дискомфорта. Самое забавное, что речь идёт о людях с образованием, знающих иностранные языки и поэтому влияющих на своё окружение в большей степени, чем те, кто не претендует на «знание-силу».
Как известно, пропаганда заканчивается там, где начинается диалог. Даже если при нынешнем раскладе это вам и позволят, диалог диалогу рознь. Его можно вести так, что якобы представленная вторая точка зрения будет изгнана из правового, приличествующего сегодня в обществе и легитимного поля. И наоборот: не принимаемая всеми, но важная в определённых целях точка зрения постепенно - путём визуальных эффектов и контекста - становится сначала допустимой, потом легитимной и через какое-то время единственно верной.
Рекламная кампания конференции "Будущее Европы", организаторами которой стали Еврокомиссия, Совет Европы и Европарламент, видит свою цель в создании образа единого ЕС с инклюзивной атмосферой всех его составляющих. Не прошло и трёх месяцев, как отозванная по настоянию Парижа европейская рекламная пропаганда хиджаба как символа свободы возвращается вновь на постеры и фотографии, призванные показать европейское будущее.
Случайность? Вряд ли. По мнению издания «Ле Пуа», образ девушки в мусульманском головном платке выбран не просто так, ведь, к тому же, способ повязывания этого платка может сказать о достаточном радикализме: под красивым шарфом-хиджабом у девушки на фотографии плотно прилегающий к голове чёрный платок -- да так, чтобы не дай бог наружу не вылез ни один волос!
Оставим в стороне данные о мощном лобби в Брюсселе со стороны различных мусульманских организаций, в том числе неправительственных, объединённых опосредованно и через финансовые институты под знамёна "Братьев-мусульман". Самая крупная из них - движение студентов-мусульман Femyso - официально получила в 2015 году право на лоббирование в ЕП своих интересов под лозунгами за права человека, против радикализации молодёжи и другими. С 2007 по 2019 годы Femyso получила на разные проекты от Еврокомиссии 590 тысяч евро из общественных фондов. Игра словами и терминами "в защиту демократии", с которыми не поспоришь, даёт свои плоды. Образ молодой женщины в хиджабе в видении будущего Европы был сегодня замечен далеко не всеми, а многие, в особенности молодые, европейцы ничего вообще не имеют против. И именно в этом принятии навязанных им определёнными группами новых ценностей и состоит цель сегодняшней пропаганды, причём не только в Европе, а во всём западном мире. Зачем? Чтобы при развивающейся серьёзной диспропорции в демографии, доходах, столкновении элит и прочих процессах, идущих снизу, не пустить всё на самотёк и не допустить непредсказуемых результатов.
Социологическая пропаганда, как когда-то определил известный французский философ Жак Эллюль, работает лучше всего в развитых странах. Это столь необходимая "пропаганда согласия, когда от гражданина требуется не просто проголосовать нужным образом, а принять все истины данного общества и его модели поведения".
Согласно концепции Эллюля, пропаганда высокого уровня добивается того, чтобы жертва поверила в то, что она защищена от манипуляций. Уверовав в это, жертвы, как члены секты, не только тогда готовы с оружием в руках защищать свою веру, но и заниматься постоянной вербовкой новых адептов, чтобы чувствовать себя в окружении единомышленников.
Целевая аудитория качественной, продуманной и распространённой в разных формах пропаганды - это именно группа людей, сообщество, а не индивидуум. Отдельная личность дивидендов принесёт мало, да и затраты не сопоставимы с теми, которые одним ударом затронут максимальное число людей. Мало того -- как считает философ, чем образованнее человек, тем легче он становится жертвой, впитывающей нужные идеи, которые он потом понесёт в массы. Именно среднеобразованный европеец сегодня может определить исход выборов, установить то, что допустимо и недопустимо говорить в обществе, как и чему учить детей, -- одним словом, как влиять на настоящее и будущее, исходя из лояльности власти.
Реклама, кино, литература и обзоры "полезных" книг, образовательные программы, компьютерные игры, игрушки, одежда - всё, что входит сегодня в сферу потребления или на что падает взгляд человека (считается, что начиная с XVII века визуальное воздействие на человека играет ведущую роль благодаря иезуитам, но об этом позже), подталкивает человека к выбору, к принятию решения вроде случайно, но "всегда в нужном направлении". Таким образом, общество погружается в пропаганду на самом глубинном уровне.
Не только набор фотографий в рекламной кампании "Европа будущего", с лицами разных этносов и смешанными браками, оставляет отпечаток в нашем подсознании. Рекламные постеры на автобусных остановках и в вагонах метро европейских городов, обложки глянца, которые всегда привлекали внимание обывателей картинками модных новинок и знаменитых актрис, сегодня всё меньше уделяют внимание привычному идеалу с истоками в античности. Однополые пары с чувственными каплями, стекающими по накачанным телам, полноватые девушки, доказывающие своё место в мире моды вместо того, чтобы сесть на диету ради собственного здоровья, обязательная разнарядка на афроамериканцев... Вам не нравится? Да вы ретроград и расист, батенька... Где вы работаете? И как там вас такого держат?
Принятая ещё весной 2020 года директива Евросоюза под эгидой противодействия дезинформации о ковиде и мерах властей по борьбе с пандемией заставила СМИ действовать в жёстких рамках, полностью отвечающих интересам Брюсселя. Любое отступление или диалог стали невозможными, поскольку сомнения, мнения врачей, эпидеомологов и вирусологов-диссидентов во главе с Люком Монтанье или доктором Раультом сразу отсекались и становились нелегитимными, вплоть до привлечения оных к уголовной ответственности. Машина завертелась. И делалось это все для защиты свободы слова, если кто не не понял:
«Решающее значение качественной журналистики и необходимость поиска более эффективных решений в борьбе с дезинформацией, защищая при этом свободу слова, являются одними из аспектов, рассматриваемых в этих выводах. Кроме того, в своей резолюции от 17 апреля 2020 года Европейский Парламент призвал Европейский Союз создать европейский источник информации на всех официальных языках, чтобы гарантировать, что все граждане имеют доступ к точной и проверенной информации, и призвал компании социальных сетей активно принимать необходимые меры для прекращения дезинформации и языка ненависти в отношении COVID-19».
Не только для защиты свободы слова, но и для демократии под руководством Урсулы Фон дер Ляйен тогда же был принят План Действия Европейской Демократии (European Democracy Action Plan).В этом Плане Действий предусматриваются не только обмен информацией и поиск врагов, в первую очередь, за пределами ЕС, привлечение членов Большой Семерки и НАТО к сотрудничеству, но и жёсткие требования к соцсетям. Так что если раньше мы ругали Фейсбук или Твиттер за удаление аккаунтов (в Плане действия Европейской демократии прописаны такие требования) или отлучение от общения с друзьями за сомнение в важности карантина, то теперь становится понятно: они сети подневольные.
Сегодняшняя пропаганда, когда махина информационной волны и визуальные эффекты практически подчинили себе разум обывателя, давно превратилась в паблик рилейшн, готовая брать заказы от любого. Если учесть точку зрения того же Эллюля (полвека назад), целью являются не лучшие продажи сигарет или наоборот – отказ от курения, а полное переформатирование человека. Подменить привычные понятия, видя интеллектуалов как основу этой переформации, обрисовать проблемы, предложить решения, назначить врага – в результате общество разделяет все заданные стереотипы, даже будучи политическими оппонентами (Г.Г. Почепцов. - Модель пропаганды Жака Эллюля). Пример: избрание Дональда Трампа, человека случайного, к американской элите отношения не имеющего, или сегодня – открытая война против Эрика Земмура во Франции.
Осталось только остановиться немного на тех методиках, которыми, как столь популярные сегодня коучи и доморощенные психологи, пользуются СМИ и киноиндустрия с сериалами, прозванными «мягкой властью» за то, что предоставляют зрителю простой способ увидеть переформатированный мир вместо грустной и пугающей (как парижские пригороды -- преступностью) реальности.
В целом методики не новы, но наиболее ярким примером взаимодействия власти с индивидуумами в современным миром можно назвать способы пропаганды ордена иезуитов. Особенно интересно сравнить «духовные упражнения» – визитную карточку основателя Ордена Игнатия Лойолы – с тем, что получали угнетённые паникой зрители телеканалов в пандемийное время.
Главным упражнением для привлечения новых адептов и укрепления воли сторонников Лойола считал медитацию с представлением картин ада. Именно так получается верность, а отсутствие сомнений вкладывает меч в руку посвящённых.
Заменив слово «АД» с горящими котлами на что-то более современное, ковидное, получим следующую методику, которая требует регулярного исполнения:
Прайм-тайм французских новостных программ - 19-21.00, то есть не повредит ещё и время ужина захватить, чтобы благодарить ещё активнее, с возлияниями, которые, как известно, стали настоящим бичом французов во время пандемии.
Подобные тренинги и медитации можно проводить на разные темы, в группе и в одиночку - ведь сегодня человек, где бы он ни находился, одиночеством не страдает. Интернет и соцсети принимают в массовых мероприятиях пропаганды и психоза самое активное участие. До пандемии на том же высоком уровне проходили различные "медитации" на тему экологии, где большое значение отводилось как массовым мероприятиям молодёжи с визуальными эффектами («Пятницы ради будущего»), так и информационным, точечным: программы канала «Арте», ранее представлявшие интересные экскурсы в заповедники и географические открытия, стали подмешивать обязательную составляющую в виде апокалиптических предсказаний скорой смерти того или иного региона, или вида животных, или исчезновения рыбы.
При этом, как пишут последователи методики иезуитов, важны правильно подобранные визуально-образный ряд, позу, фокусировку взгляда, необычность места, освещение, звуки. Именно иезуиты создали определённый языковый стиль - использование при упражнениях речевой динамики и символов. Также главным инструментом посвящения служит повтор, причём рекомендуется при постоянных повторах менять точку зрения на объект, вовлекая его во все действия, делая непосредственным участником или жертвой.
А чтобы слово «иезуиты» не было воспринято как привет из далёкого прошлого, список крупнейших учебных заведений мира, находящихся под управлением никуда не исчезнувшего ордена Лойолы, можно почитать на ночь.
Верить или не верить в мировой заговор, вакцинироваться четвёртой дозой или нет, ходить в маске по лесу и верить сериалам, где в 30-е годы двадцатого века в США были, оказывается, нормой смешанные браки, - выбор у каждого свой. Главное при этом помнить, что пропаганда заканчивается там, где начинается диалог.