Чудовищная пандемия невероятного ковида (как ещё недавно было принято называть сие общественное явление среди всех людей доброй воли) постепенно выдыхается, несмотря на судорожные попытки правительств разных стран как-то продлить, хоть ненадолго, этот мировой ужастик, и ещё немного понаслаждаться режимом всемирного ЧП. Ажиотаж неумолимо спадает, жизнь входит в нормальную колею – и, по мере оседания пыли, проступают всё новые и новые шокирующие подробности; человечество как будто постепенно приходит в себя после странного припадка – то ли алкогольного, то ли наркотического, то ли ещё какого безумия.
Как-то незаметно выясняется, что почти всё, что предпринимали в рамках «борьбы с пандемией» правительства самых разных стран – и автократий, и демократий, и даже некоторых монархий – оказалось в итоге или избыточным, или бесполезным, или и вовсе вредным. Мир почти два года просидел в масках и карантинах, мир обкололся -- и не по одному разу -- наспех и на коленке сработанными «вакцинами» (которые, в общем-то, оказались в конечном итоге и вовсе не вакцинами), мир придумал и успел даже внедрить в жизнь совершенно диковинные «ковидные пропуска» - и внезапно обнаружил, что у жителей даже самых развитых и цивилизованных стран практически отсутствуют самые элементарные права, и даже право пройтись по улицам или сходить в кафе перекусить необходимо ДОКАЗЫВАТЬ ежедневно, причём без гарантий, что власти это право тебе предоставят.
Самая большая загадка этой пары пандемийных лет: как такое вообще оказалось возможным. Речь ведь не о том, почему принимаемые меры оказались по большей части сомнительными или вовсе ошибочными; речь о том, что они практически и не оспаривались! Как так?
Был некая общая причина, которую я бы обозначил как «всеобщий отказ от универсального мышления». И корни всей этой массовой покорности «Науке» - в школе. Школа, сама система образования во всём мире радикально изменились.
Дело в том, что ещё в конце прошлого, XX века в системе массового, то есть народного образования ещё каким-то чудом сохранялся ренессансный дух Просвещения. Ведь что такое Просвещение на самом деле? Обучение в системе Просвещения, как ни странно, сродни, другой прорывной идее Нового Времени – идее суда присяжных. В обоих случаях предполагается некая принципиальная познаваемость мира даже для «неспециалиста», иначе говоря – для любого человека: если ему готовы предоставлять информацию, он в конечном итоге сумеет разобраться, что к чему, просто потому, что имеет некие базовые понятия о том, как устроен мир. Простой «человек с улицы», став присяжным в суде и не проходя никакого специального обучения, а просто слушая, что говорят свидетели, обвиняемые, прокуроры, адвокаты и прочие участники процесса – сумеет составить собственное мнение о том, виновен или нет тот, на кого указало следствие.
И в более общем случае – ренессансное Просвещение предполагает, что обычный «средний человек», просто оттого, что он прослушал школьную программу – по физике, химии, литературе, информатике и географии – окажется способен понимать САМ, что происходит в мире. Собственно, это ведь и была единственная причина, почему детей в школе «пичкали» той же химией, с одной стороны, и обществоведением – с другой, – то есть дисциплинами, которые с очень малой степенью вероятности понадобятся кому-то в рамках одной профессии. Ведь цель была – «воспитать гармонично развитого человека», именно так она и формулировалась.
И вот эта идея «гармоничного человека, который, если захочет, сможет во всём разобраться сам» - постепенно размывалась, размывалась… и мы сами не заметили, как незаметные количественные изменения вылились в мощнейший сдвиг и слом парадигмы: в XXI веке (а на самом деле ещё раньше) «гармоничного человека» школы в большинстве стран мира просто перестали производить.
Парадигма сменилась полностью: уже давно наши школы переориентировались на производство «специалистов-профессионалов». Сначала ученики по всему миру, а потом и преподаватели под их влиянием пришли к выводу, что знание стало слишком сложным, слишком специализированным, заточенным на «специально обученных людей». Символ «нового Знания» - пресловутые четыре предмета в ЕГЭ – единственные, по которым сегодняшние ученики сдают экзамены. Все прочие предметы для каждого из учеников… просто не существуют.
«Человек массы» - не только у нас, но и на Западе (это со всей очевидностью показал ковид) – свято уверен, что по-настоящему ЗНАТЬ можно только то, что ты специально и длительное время изучаешь. Во всех прочих сферах (за пределами твоих, условно, «четырёх предметов») – что-либо понимать не просто «тяжело» или «очень затратно» - нет, это практически неприлично. Сама претензия, выраженная в любимой фразе кумира позднесоветских жителей Владимира Высоцкого – фразе «Разберёмся!» - сегодня звучит нелепо и даже комично. «В чем ты можешь «разобраться», бахвал?» - вот вопрос новейшего времени. Или, что то же самое, но уже в виде мема – «А вы разве вирусолог?»
Новейшее время постулирует: всё понимать нельзя и невозможно, универсального мышления не существует, да и не надо; ведь есть же Профессионалы – за любыми вопросами, выходящими за рамки твоей профессиональной компетенции, обращайся к ним, и «настоящие вирусологи» чётко разъяснят, как и что надо понимать, куда бежать и что делать.
На самом деле в таком подходе есть масса преимуществ: в нём лучше всего достигается любимая массами «экономия мышления» (а ведь мышление – чрезвычайно энергозатратный процесс, отнимающий много сил). Куда как проще найти специалиста, который всё и разъяснит! (Кстати: у нового поколения новейшего времени и идея суда присяжных также очень часто встречается в штыки; новейшие обитатели Земли никак не могут взять в толк, как может «человек с улицы» разбираться в тонкостях доказательств и допросов лучше, чем «профессионалы»-юристы, которые для этого по 5-7 лет в университетах учились?!)
Поэтому оказалось достаточно очень небольшой кучки «профессионалов» (тех, кто назывался «вирусолог» и «эпидемиолог»), заручившихся поддержкой СМИ, – чтобы публика им поверила. Поверила просто потому, что даже мысль «разбираться самим» в «чудовищном вирусе» и предлагаемых мерах – встречалась широкими народными массами просто в штыки. «Как я буду в этом разбираться, если я в этом ничего не понимаю, я не специалист?!» - таков был самый распространённый ответ.
Никто не хотел вникать. И дело было не просто в лени. Куда страшнее, что публику пугают и раздражают – и это тоже идёт со школы – сами по себе попытки мыслить самостоятельно и делать выводы на основе известных фактов «не в своей области». Это воспринимается как шарлатанство и самозванство. И именно поэтому откровенная цензура в пользу «единственно верного учения», вводимая на всех этажах и уровнях СМИ по всему миру (включая глобальных игроков типа Твиттера, Ютуба и Фейсбука) – везде, от научных журналов до социальных сетей – по сути, не встречала и не встречает общественного отпора. Дело в том, что цензура «самозванцев» востребована на уровне самих читательских масс.
Вплоть до самых последних дней ковидной «страхопаники» (термин С.Белковского) люди по всему миру отказывались понимать, что парадигма «Не надо ни в чём разбираться, мы верим Профессионалам» делает всех, по сути, заложниками тех самых узких профессиональных групп, которым могут быть присущи все проблемы «узких прослоек»: они могут быть куплены, могут добросовестно заблуждаться, могут преследовать какие-то свои цели, далёкие от чисто научных (например, единожды ошибившись, могут отказываться признавать ошибки, поскольку это чревато карьерными, денежными или имиджевыми потерями).
Печально то, что вернуться к прежнему универсальному мышлению и понятию «гармоничного человека» может быть очень трудно или даже вовсе невозможно. Смена парадигмы обучения целых поколений – процесс инерционный и явно небыстрый. Однако потеря веры в универсальное мышление – это практически социальный СПИД: если всем правят «специалисты-профессионалы» -- в обществе как будто утрачивается иммунитет в том случае, когда «профи» оказываются глупы или недобросовестны.
Если мы эту болячку не вылечим или хотя бы не начнём осознавать – новые эпидемии «информационного спида» не за горами.