«Ельцин – центр» в очередной раз оказался в ситуации, своей неоднозначностью примерно соответствующей его репутации. «В порче картины ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» обвиняют Александра Васильева, сотрудника частной охранной организации, осуществляющей охранную деятельность в «Ельцин-центре», где было выставлено полотно.
Напомним, картина Лепорской «Три фигуры» из коллекции Третьяковской галереи была представлена на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге (проходит с 5 ноября по 20 февраля). Вечером 7 декабря две посетительницы выставки заметили, что у двух фигур на картине шариковой ручкой пририсованы глаза. 3 февраля полиция в Екатеринбурге возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 214 УК РФ («Вандализм»). 8 февраля в пресс-службе центра сообщили, что личность предполагаемого вандала установлена: им оказался сотрудник частной охранной организации».
Поскольку картина была очень больших размеров, покрыть ее стеклом не удалось. Рядом с произведением искусства были разложены инструменты, с помощью которых оно было создано. И вот представьте, приходите вы на выставку современного уличного искусства и видите огромный холст, рядом с которым разложены различные кисти, краски и другие инструменты для создания картины. Особенно любопытные, преисполненные энтузиазмом посетители вполне могут взять и начать дополнять шедевр своими авторскими мазками». И вряд ли они при всём желании могли что –либо испортить.
Поэтому, если вдуматься, охранника Александра Васильева вполне можно воспринимать как очень смелого художника-акциониста, сторонника новой искренности, наивного искусства. То, что он действовал спонтанно, никакого произведения искусства создавать не хотел, только повышает художественную ценность его действий. Особенно в плане искренности.
Тем более, что сходные методы уже применяются вполне официально. С картинами можно работать в виртуальном формате. Например, так: «Рядом стоит и другое чудо техники - специальное оборудование, позволяющее попасть внутрь картины. Именно здесь можно вслед за героями популярнейших книг о Гарри Поттере "войти" в полотно. Компьютерная программа, оцифровывая изображение человека, позволяет "перенести" его в один из мировых шедевров. Процесс простой: необходимо встать на специально отмеченное зеленными кругами место в нескольких шагах от огромного экрана, транслирующего известные произведения художников. Чтобы компьютер "увидел" посетителя, надо просто развести руки в стороны. И вот ты уже, например, обнимаешь одного из медведей картины "Утро в сосновом бору" Шишкина».
Интересна сама возможность дорисовывать и перерисовывать в выставочных залах 3D- копии известных картин, превращать их в непрерывно меняющиеся коллажи. Правда, такие дорисовки обязательно должны проходить модерацию. Сочетание возможности и ограничений, помимо чисто «охранительной» функции, может способствовать развитию художественного вкуса, особенно у молодых.
Такой вариант проходит для многих картин, хотя и не для всех. Не стоит, полагаю, вообще что-либо делать с произведениями на определённые темы (религия, войны, ряд моментов истории, сцены насилия, смерти).
Над произведениями более или менее реалистическими желательно экспериментировать исключительно в цифровом пространстве. Как это делают авторы сетевых коллажей и пр.
Картины, пусть даже фантасмагорические, но построенные из элементов реальности (пусть и гротескной) имеют авторскую индивидуальность и представляют из себя законченный, структурированный мир – космос (в античном понимании). Чужеродное вмешательство здесь нарушает гармонию, вносит элемент хаоса. В данном случае – разрушения, вандализма. Поэтому пара из Сеула вряд ли стала дорисовывать работы того же Сергея Воржева. Если бы даже имела такую возможность …
Другое дело – многие проявления абстрактного искусства. Они, по большому счёту, этот самый хаос и символизируют. Хаос как отсутствие структуры, индивидуальности и единства, личностного начала как такового. Что может добавить несколько лишних штрихов к безликому и неописуемому?
Работа Лепорской - тема особая. Вроде не квадраты и разноцветные пятна, а человеческие фигуры, пусть и не слишком реалистические. Но без глаз. А без них нет живого существа. Есть некое неустойчивое промежуточное состояние между хаосом и живым микрокосмом. Когда фигуры вот –вот или сольются с фоном, или оживут. Оживление – это появление глаз, других элементов лица. Об этом, например, говорят мифы разных народов о появлении человека. Таковы глубинные психологические установки человека. Именно поэтому Александр Васильев дорисовал глаза – сделал неоформленное живым.
Конечно, не стоит поощрять спонтанное рисование на картинах как таковое. Но в данном конкретном случае стоит проявить мягкость. И развивать практику запланированных, целенаправленных акций такого рода в отношении беспредметного авангарда.
Прежде всего – по инициативе самих художников. Они могут выделять для доработки уже готовые копии своих работ. Или приглашать соавторов. Право вносить в них изменения можно выставлять на благотворительные аукционы. Или, наоборот, давать свободно резвиться посещающим музеи и выставочные залы. Например, учащимся школ, воспитанникам детских садов. Может получиться очень интересно, почти как фрески Тассили. Одну скальную поверхность расписывали разные люди в течении тысячелетий! А тут такой же эффект, но гораздо быстрее …
Почему бы руководству «Ельцин-центра» не попросить Александра Васильева ещё поработать над глазами трёх фигур Лепорской. И ещё лучше заплатить ему за эту круглую сумму, премию в области авангардного искусства дать. Было бы на редкость креативно!
Однако, «те самые» люди непринуждённо относятся к чужим ценностям, а к себе и своим – с тяжеловесной серьёзностью. Тем более, что здесь очень важный финансово-юридический момент – беспредметный авангард хочет дорого продаваться. А поэтому хочет юридически считаться тем же, что и картины Боттичелли, Шишкина, Айвазовского. Поэтому вряд ли …