Осенью прошлого года в с. Актаныш Республики Татарстан произошёл из ряда вон выходящий случай – с могилы похороненного православного человека неизвестные вандалы спилили надгробный крест.
По данному событию был резонанс в региональных и федеральных СМИ, были официальные заявления, в том числе выступил президент (ныне глава) республики Рустам Минниханов. В своём заявлении он вынес строгое предупреждение главе района Энгелю Фаттахову и поручил ему обеспечить все работы по восстановлению разрушенной могилы. Но на этом все действия по урегулированию ситуации со стороны местных властей, по сути, закончились. Крест на могиле переустанавливала сама семья покойного, размером существенно ниже прежнего, замаскировав его венками – чтобы вновь не спилили. Никакой помощи от администрации не было, и вандалов искать тоже никто не торопится.
Зато на семью покойного как один накинулись татарские националисты и местные СМИ, позднее подключились и телеграмм каналы. Публиковались небылицы и сведения, порочащие членов семьи покойного. Многие из публикаций пропитаны откровенной ненавистью к этой татарской семье. Не надо глубоко копать, чтобы быть уверенными в том, что вдове покойного кое-кто не может простить, что она, будучи татаркой, связала свою жизнь и судьбу с русским человеком.
Вообще, для Республики Татарстан межнациональные браки между русскими и татарами – обычное дело. Эксперты говорят, что этот фактор – одна из основ дружбы народов, межэтнического и межконфессионального согласия, о котором здесь так любят говорить местные власти. Другое дело – Актаныш и одноимённый район, в котором не просто подавляющее большинство татар. Выясняется теперь уже на всю республику и страну, что здесь татарский национализм и исламизм возведены в абсолют, и, по сути, являются политической доктриной района. Эта политика проводится здесь настолько последовательно, что Актанышский район – единственный из сорока трёх в республике, где нет ни одной православной церкви, хотя, не менее десяти районов республики имеют аналогичный национальный состав населения, но там есть церкви, и не по одной на район.
Несмотря на некоторое количество православных русских, кряшен, марийцев и других, православная символика в Актанышском районе фактически табуирована, как видим, вплоть до разрушения надгробий умерших и покрывательства этих преступлений местной властью и силовиками, иначе возникшую здесь ситуацию трактовать не возможно. Многие связывают данное положение дел с тем, что Актанышский район – родина первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, известного своими однобокими наклонностями в этно-конфессиональной сфере. Шаймиев правил в республике долго, ещё с советских времён, и до сих пор пребывает на политическом олимпе в статусе Государственного (РТ) советника, а созданная им команда региональной властной и бизнес элиты – сохранилась в почти неизменном виде.
Отдельным мощным аккордом во всей этой некрасивой Актанышской истории со спиленным с могилы крестом прозвучало участие в деле исламского духовенства. Выразилось это не только в недвусмысленных высказываниях местного имама-мухтасиба Руслана хазрата Муртазина. В дело вклинился представитель духовного управления мусульман Республики Татарстан главный мухтасиб Казани и имам казанской мечети «Куддус» Рустам хазрат Валиуллин. Заявив, что действует от имени муфтията этот исламский лидер затребовал не больше не меньше, а справку о крещении покойного Виктора Смирнова! А также доказательства его отпевания по православному обряду и прижизненно выраженной воли похоронить его на актанышском кладбище.
Известно, что даже православные священники никогда не требуют подобных доказательств, хотя им нести за это ответственность перед священноначалием и перед Богом. А тут, представитель муфтията… Тем не менее татарская семья покойного смиренно добыла необходимые подтверждения и предоставила их. Но среди нападок в соцсетях, СМИ и телеграмм-каналов появились ложные сведения о том, что покойный, женившись на татарке, якобы принял ислам!
Другие люди в подобной ситуации вероятно забились бы подальше в угол от таких нападок, и замолчали бы навсегда. Однако семья вдовы выбрала иной путь – стала бороться за справедливость, отстаивать честь и достоинство семьи и самого усопшего Виктора Смирнова.
Первое ответное действие семьи покойного – в открытых источниках было опубликовано подробное расследование ситуации и последующих событий, выполненное родной сестрой вдовы усопшего Ириной Грегоржевской (дев. Загретдиновой).
Далее, на прошлой неделе семья выступила в открытой прессе с официальным заявлением. Его подписали девять членов семьи, что символично – как с «татарской» стороны вдовы, включая её отчима-кряшена, так и с «русской» стороны усопшего.
Наконец, в прошедшую пятницу 3 февраля 2022 г. семья обратилась с запросом лично к главе Духовного управления мусульман РТ муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину относительно действий «представителя муфтията» Рустама хазрата Валиуллина. В запрос включены и просьбы дать оценку оскорблениям им членов семьи вдовы покойного и его памяти.
Нужно сказать, что у семьи имеются все доказательства их претензий к властям, СМИ и представителям исламского духовенства. Это позволяет надеяться, что всем им не удастся отмахнуться от заявленных вопиющих проблем, спустить дело на тормозах, а держать ответ и исправлять ситуацию реальными и эффективными делами, вплоть до обязательств, вменённых судебными решениями. Об этом же говорит то, что ситуация и ход событий достаточно исчерпывающе освещается в федеральных СМИ. Так что семья покойного Виктора Смирнова не окажется брошенной на съедение цепным псам татарского национал-сепаратизма и агрессивного исламизма от регионального «министерства правды» Татмедиа и местечковым аульным сущностям помельче, возомнивших себя всесильными монополистами информационного пространства.
В связи со всем этим можно надеяться также, что у властей района хватит ума, а у региональных властей – дальновидности и мудрости, чтобы миром и исчерпывающе уладить создавшуюся позорную для республики ситуацию, пока в неё ещё не вмешалась Москва. А ведь гром оттуда может грянуть в любой момент.
Ниже публикуем тексты заявления семьи покойного и запроса в Духовного управления мусульман РТ муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину.