"Я устала", - говорит Коринна, директор школы в регионе Валь-д'Уэз, которая приехала в Париж для участия в манифестации. - Школы не закрыты, но вы должны постоянно отслеживать положение дел, смотреть на ситуацию на местах. Моя голова погружена в ковид с утра до вечера, включая выходные дни. Я разрываюсь между телефонными звонками родителям, которые на взводе, почётными грамотами и санитарными протоколами - три за восемь дней, - которые постоянно меняются и о которых мы узнаём накануне следующего учебного дня. Всё становится очень сложно, сплошной беспредел".
Коринна обнаружила, что в забастовке решили принять участие одиннадцать из восемнадцати учителей их школы, и тоже присоединилась к протесту. "Педагогическое сообщество сплотилось, потому что у нас только одно желание: вернуться к преподаванию, учить, забыть на время о ковиде", - добавляет она.
Более 40% всех учителей страны вышли на улицы крупных французских городов в знак протеста, а в некоторых школах количество бастующих преподавателей достигло 75%. Плечом к плечу в одной колонне с учителями шли и родители. Они тоже устали: если школьники среднего звена и лицеисты могут худо-бедно сидеть на уроках дистанционно и выполнять задания самостоятельно, то малышей и учеников начальной школы одних дома не оставишь. Не у всех родителей есть возможность в тот же день взять отгул, или обратиться к родным за помощью, или найти няню. Не раз с начала пандемии отмечалось, что "объём разрушений" напрямую связан с материальными возможностями граждан. Ещё до введения санитарных ограничений многие родители переводили своих чад в частные школы в поисках лучшего уровня образования и дисциплины, а многих попросту "выдавливали" из районных общеобразовательных учреждений для сокращения количества детей в классах. Пандемия социальное неравенство только обострила.
Помимо постоянно меняющихся санитарных правил, работники сферы образования сталкиваются с тем, что им приходится каждый день адаптироваться к новой "ковидной" ситуации: более десяти тысяч классов переведены на дистанционное обучение, а в некоторых школах учащиеся в одном классе частично на очном, частично - на дистанционном обучении. "Как в этом случае мы должны обеспечивать их занятия? - возмущаются преподаватели, критикуя абсолютную незаинтересованность и некомпетентность властей. - У нас и так нехватка кадров, люди бегут из школ, а за последнее время работать стало вообще невозможно. Правительство относится к нам безобразно, что у него там в голове? Им кажется это реальным - одному учителю и стоять у доски, и вести урок по "скайпу"? Пусть сами попробуют!"
Учителя из школ в так называемых неблагополучных пригородах констатируют проблемы и в плане замены заболевших коллег, и отсутствия условий для дистанционного обучения детей. "Если преподаватель пропустил десять дней по болезни, курс просто не пройден. У половины наших учеников нет своего собственного компьютера - им приходится делить один с членами семьи. Эти дети, с которыми и так было непросто, потеряны для нашего общества, они сегодня оказались выброшенными из школьной жизни, а завтра - из социума. И нечего потом удивляться, видя их в бандах и торгующих наркотиками на улицах", - жалуется преподаватель философии из парижского пригорода Сен-Дени Клеманс Д.
Самое интересное в этой ситуации - это не жалобы учителей и не сложная ситуация в школах в целом. Самое знаменательное - это ответ властей, которые немедленно отменили половину недавно введённых санитарных мер и даже пообещали направить в школы не только недостающие маски, но и учителей для замены заболевших преподавателей. Откуда они их возьмут, правда, не совсем понятно: тысячи вакансий в общеобразовательных учреждениях остаются не занятыми, из-за чего классы объединяются (до сорока человек на одного преподавателя даже в начальной школе), а уроки отменяются.
В то же время, как и везде, большая часть того, что можно назвать психологическим давлением, пришлась на невакцинированных. Под особым надзором оказались непривитые или частично привитые дети. Начиная с двенадцати лет, в случае возможного контакта с зараженным коронавирусом ученикам предписывается оставаться в изоляции на карантине в течение недели, на седьмой день обязательно сделать ПЦР-тест и принести в школу подписанный родителями документ, так называемое "слово чести" об ответственности за дачу правдивых показаний. Напоминаю: все эти условия -- для очного обучения детей с двенадцати лет (конечно, в случае если класс вообще не посадили целиком на карантин). А каково провести маленьким детям весь день в маске? Об этом вообще никто уже давно не говорит.
При том, что сегодня заражаются и болеют все: и вакцинированные, и невакцинированные, - удар наносится по тем, кто отказался следовать требованиям властей, как будто цель - это вакцинировать население, а не вылечить больных. Подмена понятий, игра словами, замалчивание фактов, затыкание ртов несогласным, культивация чувства вины и страха, блокировка аккаунтов в соцсетях, угроза увольнений несогласных... Неплохая атмосфера как для сферы образования, так и для всей страны развитой демократии в целом!
«Пандемия ковида-19 нанесла серьёзный ущерб психическому состоянию детей. В ходе бесед дети говорили о том, что не ощущают себя в безопасности, а также испытывают неуверенность в себе, страх, одиночество и изоляцию», – говорилось в докладе
"Страх, одиночество, издевательства -- как пандемия сказалась на детях" на состоявшейся ещё в марте 2021 года 46-й сессии Совета ООН по правам человека. С тех пор в западных странах были приняты указы о снижении возраста вакцинации, но мало кто озаботился возвращением жизни школьников в нормальное русло при достаточно слабых симптомах ковида у детей и лёгком протекании болезни.