"Здравствуй, жузы, Новый год!" Бунт в Казахстане

Для многих экспертов, политологов и кремлёвских небожителей нет ничего более неожиданного, чем казахский переворот. Но на самом деле нет ничего более закономерного, чем казахский переворот. Любой аналитик, мало-мальски знакомый со спецификой региона, был уверен в неотвратимости и неизбежности всего происшедшего.


 

Мнение азиатских экспертов

 

Эксперты и политологи из Средней Азии, как и полагается восточным людям, были крайне осторожны и аккуратны в оценке казахского бунта.

– Первопричиной всех событий в республике стали всё те же пороки, характерные для России и всех стран постсоветского пространства, – считает академик Евразийской академии телевидения и радио, политолог Азат Примов. – Это социальное расслоение, отсутствие социальных лифтов, коррупция в коридорах власти. Триггером событий стало последнее подорожание цен на газ. Но в Казахстане есть одна особенность, резко выделяющее его даже на фоне среднеазиатских республик – жёсткое родоплеменное деление страны. Коренное население республики делится на три рода – жуза. Слева по карте Казахстана этаким столбом идёт кшижуз. По российской границе – ортажуз. А вот в благодатных местахв районе Алматы, Шымкента, Джамбула и Ташкента раскинулся уллужуз. Родоплеменной фактор всегда шёл фоном всех отношений в обществе и структурах власти, периодически выходя на первый план при принятии кадровых решений и перестановок. В структурах власти республики последние тридцать лет доминировал старший жуз. Назарбаев и Токаев – типичные его представители. А младший жуз ­ – кшижуз, занимающий территорию от Актюбинска до Каракалпакии – традиционно был обделен. Социальное недовольство адаев (представителей жуза) накапливалось годами. И со временем стало миной замедленного действия. При этом адаи очень воинственны. Они в своё время в Жанаузе изгнали из мест компактного проживания местных чеченцев и дагестанцев. Родоплеменное выяснение отношений «на земле» перекинулось на городское население,студенчество. И на улицу просто стали выходить люди, недовольные сложившимся положением вещей. И если сами адаи успокоятся, совсем не факт, что успокоятся те, кто вышел вслед за ними. Парадокс в том, что казахи, пожалуй, самые зажиточные азиаты на постсоветском пространстве. Но, как выяснилось, они хотят жить ещё лучше…

 

– Никакого внешнего вмешательства в Казахстане не было, – считает эксперт из Киргизии Асилбек Эгембердиев. – Это был настоящий народный гнев, гражданское неповиновение масс и вызов горстке олигархов, которые собирались нажиться на очередном вздутии цен. Спецслужбы прекрасно знали всех потенциальных лидеров общественного мнения, но не придавали значения накопившемуся социальному недовольству. А оно зрело. К тому же в Казахстане была зачищена вся оппозиция и, в отличие от Киргизии, не было независимых СМИ. Назарбаев же менял Конституцию, как перчатки, чтобы навсегда остаться у власти. И меня, честно говоря, изумило, с какой скоростью в Кремле было принято решение о вводе войск ОДКБ в республику. В своё время, во время ошских событий, когда в Киргизии кровь лилась рекой, наш президент Роза Отумбаева буквально умоляла президента России ввести в республику войска ОДКБ. Так он только через неделю решился. А тут ­буквально на следующий день в Алматы десантники высадились. Хотя никаких террористов в республике, разумеется, не было и в помине….

 

Эксперты и политологи из самого Казахстана, до которых мы пытались дозвониться, были попросту недоступны. Похоже, в них взыграл пресловутый «ген осторожности», над которым постоянно упражняются в остроумии их российские коллеги. Оно и понятно – в смутное время проще перейти в корпускулярно-волновое состояние, чем заплатить головой и карьерой за невовремя и невпопад сказанное.



Экспертная «пурга»


В отличие от азиатских экспертов, которые хотя бы в общих чертах представляли себе то, что происходит в соседнем Казахстане, эксперты российского разлива и в соцсетях, и в процессе опроса несли полную «пургу». Они так «путались в показаниях», что это не оставляло ни малейших сомнений в уровне их компетенции и «знании матчасти» в отношении Казахстана.

Политологи Георгий Бовт и Сергей Марков предположили, что родоплеменные факторы в таких республиках, как Дагестан и Казахстан, давно не играют никакой роли в общественных и политических процессах и меркнут по сравнению с факторами социальными. Известный французский интриган и политтехнолог Талейран сказал бы на этот счёт, что «это – хуже, чем преступление. Это ошибка».

Георгий Бовт в своих умозаключениях пошел ещё дальше. Он предположил, что недовольство младшего жуза вызвано тем, что в органах власти недостаточно представителей этого рода. Мысль о том, что младшему жузу по азиатской традиции нужны не представительство во власти, а вся власть, искушённому политологу в голову почему-то не пришла.

Но лучше всех пальцем в казахстанское небо попал военный эксперт Владислав Шурыгин. Он предположил, что России нужно ни в коем случае не вмешиваться в казахстанские события, оставаясь в роли наблюдателя, а ОДКБ, по его мнению, как военный союз умер окончательно.

…Спустя сорок минут после этого заявления российские войска ОДКБ высадились в аэропорту Алматы.



«Здравствуй, жузы, Новый Год!»


Специалисты помнят, что первые массовые межнациональные волнения, ставшие одним из триггеров развала СССР, произошли именно в Казахстане. В 1986 году. Причём уже тогда они носили откровенно русофобский характер. Автор этих строк принимал в них участие в качестве солдата срочной службы. Я был поражён каким-то средневековым уровнем озверения беснующейся толпы, которую смогли рассеять только наши автоматные и пулеметные очереди в чёрное небо. И, будучи ещё совсем молодым безусым солдатом, я понял, что все эти мифы о дружбе народов в СССР, которые нам скармливали со школьной скамьи, – не более чем пустышка, которая сыграет с нашей страной злую шутку.

 

Действительность оказалась гораздо страшней, чем мои самые худшие прогнозы и предположения.

Союз рухнул, обиваясь кровью межнациональных войн конфликтов. И уже спустя тридцать лет после провозглашения независимости «сочный, жирный» (как его называют обнищавшие соседи-азиаты) Казахстан на поверку окажется ровно таким же фейковым государством, как и все его «недоношенные» соседи.

 

Более суток двухмиллионная Алма-Ата находилась в руках банд мародеров. Вскрыты оружейные арсеналы. Без малейшего сопротивления захвачены отделения полиции и комитета национальной безопасности. Захвачены, разграблены и сожжены административные здания, сотни магазинов, торговые центры, банки и банкоматы, офисы, квартиры. И даже аэропорт. В плен захвачены десятки военных и полицейских. У них изъяты горы стрелкового оружия и даже бронетехника. Банды на легковых авто в степи влёгкую блокировали армейские КАМАЗы, избивали и разоружали солдат.

Всего за сутки государство Казахстан перестало существовать как таковое. А власти заперлись в столице, окружив себя цепями всё тех же трясущихся от страха срочников.


Кровавый казахский «нежданчик» поставил и перед властями Казахстана, и перед его геополитическими соседями целый ряд вопросов, которые требуют исчерпывающего ответа.

Попробуем это сделать.


 

Составляющие бунта

 

В чём главная причина кровавого бунта?

Разумеется, все причины, перечисленные выше нашими азиатскими коллегами, имеют место быть.

Но.

На мой взгляд, одна из главных причин, которые «стесняются» обозначить и отечественные, и зарубежные эксперты – специфичный национальный характер казахов. Только Сергей Марков осмелился сделать на этом акцент, осторожно и аккуратно отметив, что казахи «всегда готовы к бунту».

Расширим этот термин.

 

Первое. Коренных жителей степей всегда отличала безудержная жажда власти. Причём власти абсолютной. Про коренных жителей республики говорят: «Если из двух казахов одного сделать начальником, то начальников будет трое». Но власть в республике принадлежит старшему жузу. Значит, нужно его валить. Склонность к насилию и повышенный градус агрессии – ещё одна отличительная черта степняков. Более уравновешенные узбеки говорят про них: «Если у казаха будет выбор – работать или не работать, он выберет третий путь: напьется и устроит побоище». А в нашем случае – ещё мародерство и погромы.


Второе. Казахам свойственна повышенная ксенофобия и желание самоутвердиться за чужой счёт. Поэму тщательно культивируемая властями русофобия упала на хорошо унавоженную национальную почву.


Третье. Степнякам присуща национальная спесь, тщеславие и убеждённость в собственной исключительности. В этом смысле казахи очень похожи на поляков. Ещё Черчилль в сердцах отмечал "непропорциональную здравому смыслу гордыню и тщеславие поляков». Ровно то же самое можно сказать и о жителях соседнего с РФ региона.

 

Четвёртое. Казахи в отличиеот русских, китайцев или европейцев, никогда не были государственниками. В этом они, кстати, очень похожи на украинцев.Ни те, ни другие за века своего существования так и не смогли стать государствообразующими нациями. Скорее – государстворазрушающими. Только казахи справились с этой задачей гораздо быстрее.

 

Суммируя всё вышеперечисленное, можно отметить, что, войдя в двадцать первый век, ментально жители соседней страны остались жить в своём мрачном степном Средневековье.

И какой политический строй может быть в такой стране, с таким специфичным населением?

Только один –

 

Деспотия

 

В Казахстане она, конечно же, была – хотя и со светским лоском. В республике калёным железом была выжжена вся мало-мальски дееспособная оппозиция. Кого-то, как известного блогера, русофила и, наверное, единственного на всю республику настоящего государственника Ермека Тайчибекова, бросили в тюрьму. Кто-то успел убежать в Россию или за границу. Кто-то ушёл в тень. А власть и местный олигархат привычно занялись тем, чем и положено: окунулись в сон, негу и казнокрадство. Благо, этому очень способствовали взятые ею на вооружение неолиберальные реформы. До сих пор значительная часть экономики Казахстана принадлежит иностранному капиталу. Десять лет назад на Мангышлаке была расстреляна рабочая демонстрация, требовавшая национализации (!) нефтегазовой отрасли. Не удивительно, что ExxonMobil и Chevron истошно требуют от Токаева незамедлительного наведения порядка в стране…


 

«Хоп-майли» в чинах и погонах

 

Эксперт Асилбек Эгембердиев утверждает, что казахстанские чекисты из Комитета национальной безопасности знали «в лицо и по адресам» всех лидеров протеста, но считали, что всё рассосётся само собой.

Позволю себе не согласиться,

Ни черта они не знали.

В республике даже маленькие дети знают, что «голубая мечта любого казаха – стать прокурором». Чтоб казнить, стращать и не пущать. Чтоб тебя все боялись и пресмыкались перед тобой.

Но прокурорских кресел на всех не хватает. Поэтому на втором месте по притягательности для казахов остаётся госслужба. Любая – в акимате, МВД или КНБ. И, будучи «негосударственниками» в принципе, они воспринимают эту службу не как «государево дело», а в совершено ином качестве. Для них она – либо расслабленная синекура, либо источник обогащения, либо возможность «нагонять жути» на окормляемое население.

Либо всё вместе.

Главное – не результат, а умение понравиться начальству. Умасливай шефа,окутай его липкой лестью, одаривай взятками – и всё будет "хоп-майли", как говорят в самом Казахстане.

В итоге «хоп-майли» вышел на славу. Рвануло по всей стране. И вчерашние государевы люди стали разбегаться от полчищ мародёров и грабителей, как тараканы от дихлофоса.


 

«Ватные силовики»

 

Почему и казахстанская милиция, и армия так бездарно слились перед натиском протестующих?

«Виноват» опять же национальный характер. Казахи легко бы открыли огонь по «чужакам» – русским, китайцам, уйгурам, дунганам или тем же кавказцам, которых они в своё время «вынесли» с Жанауза.Но на соплеменников рука не поднимается. Да и чревато. Потом родня убитого может сезон охоты на тебя открыть. А оно казаху надо?..

Гораздо умнее спрятаться в казармы и переложить функции наведения порядка на плечи российского Вани-миротворца, которого казахов ещё вчера местные власти учили ненавидеть животной ненавистью. А потом его же и сделать крайним, назвать оккупантом и повесить на него всех собак.


 

Выгоды России


Сможет ли Кремль извлечь какие-либо выгоды из сложившейся по-своему уникальной ситуации?

Да ну нет, конечно.

Почему?

Потому что если бы хотел, то уже давно бы всё извлёк.

Традиционные русские районы, подаренные сто лет назад нынешнему «фейковому государству» кремлёвскими многонационалами, уже снова были бы российскими – как в своё время Крым.

Ермек Тайчибеков уже вышел бы из тюрьмы.

Орал бы снова стал Уральском, Атырау – Гурьевом, а Актобе – Актюбинском.

Ничего этого, разумеется, не произойдёт.

А будет вот что.

Кремль в очередной раз отмоет своего оголтелого союзника-русофоба и вручит в его трясущиеся от страха ручонки его же псевдогосударственность. По всей стране опять начнут семимильными шагами шагать латиница, языковые патрули, борьба с русским языком и сценки про русских оккупантов в школах и детских садах. Казахстан снова начнёт играть в "независимое суверенное государство". И лощёные казахские чиновники в наспех отстиранных брюках будут важно заседать в высоких кабинетах и международных организациях. А в комментариях на ломаном русском языке казахские националисты снова будут рассказывать, какая у них мощная и сильная республика, и как она без России будет динамично развиваться.

И новейшая история Казахстана снова пойдёт по кругу.

До следующего рывка в Средневековье…

 



Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram