Если кто помнит, развал Советского Союз начался с карабахских событий. Уже тогда стало очевидно, сколь болезненным и исторически долгоиграющим был этот региональный межнациональный конфликт. Кремль тогда превратился в «бумажного тигра» и интеллектуального импотента и так и не смог разрубить затянувшийся армяно-азербайджанский узел. Тогда армяне взяли в свои руки «вожжи истории». Обстоятельства им благоприятствовали. В то время у республики имелась целая плеяда высокопоставленных военачальников советской школы, и их талант, помноженный на народную мотивацию и финансовую помощь европейских и американских диаспор, сотворил чудеса. Ту же неприступную Шушу армянские ополченцы штурмовали из глубокого ущелья, поднявшись на несколько сот метров вдоль отвесных скал по альпинистским верёвкам.
Кроме Шуши, были зачищены семь районов, на территории которых веками проживали азербайджанцы. Фактически четверть территории соседней республики оказалась в армянской оккупации. После чего для победителей наступило время расслабленной синекуры, почивания на лаврах и полного самоуспокоения. А для азербайджанцев – мучительные годы национального унижения. Все усилия миротворцев – как российских, так и зарубежных (включая ООН) по урегулированию «подвешенной ситуации» были безапелляционно отвергнуты армянской стороной. У них была собственная гордость, помноженная на собственную мудрость и собственную древность. «Вы все по деревьям лазили, когда мы уже христианство приняли!» – эту фразу слышали все, кто пробовалдискутировать с армянскими политологами о разумности принимаемых ими стратегических решений.
Сон разума
Армяне были искренне уверены, что одержали в карабахском вопросе решительную и окончательную победу над "этими рыночными шашлычниками". И победа эта – навсегда. После чего их хвалёная «мудрость древних» отказала им на несколько десятков лет. Начался сон разума (который, кстати,продолжается до сих пор). А такой сон, как известно, рождает чудовищ.
И этим чудовищем стала набирающая силу русофобия. В ментальности каждого народа, в каждом национальном характере есть «ниточка» национализма и ксенофобии. Но у армян «ниточка русофобии» в силу целого ряда причин превратилась сначала в стальной канат, а потом в опорную арматуру национального характера.
На волне этой русофобии взлетел на трон лидера нации Никол Пашинян. И началась в республике зачистка всего русского и советского. В том числе – и армянского генералитета, выросшего на советских военных традициях.
Многоопытные Эрдоган и Алиев поняли, что пробил и час. Все эти десятилетия, пока армяне почивали на лаврах, азербайджанцы вместе с турками готовили в республике армию нового образца. И она сказала своё слово в разразившемся карабахском конфликте. Наивно всё сваливать на турецкие «Байрактары» и общее военно-техническое превосходство азербайджанской армии. Беспилотники только давали точные координаты цели, а по самим целям уже работала артиллерия и спецназ. Сотни машин армянской армии даже не покинули стены своих ангаров. И только вмешательство российских миротворцев спасло Карабах от полного поражения.
Разумеется, у Алиева с Путиным накануне войны были какие-то договоренности. Ильхам Гейдарович получил некий карт-бланш. Скорее всего он звучал так: всё, что сумеешь взять до Шуши (с этих позиций дальнобойная артиллерия может бить прямой наводкой по Степанакерту) – твоё. Перед штурмом этой крепости два президентасделали Пашиняну очередное предложение зафиксировать статус-кво. Оно было отвергнуто. И азербайджанские подразделения взяли и Шушу. Это был самый ожесточённый и кровавый бой во всей кампании. Он перерос в уличные схватки, где всё решали пистолеты, кинжалы и пехотные лопатки. Шуша пала.
А дальше началось самое интересное. Вслед за военным поражением настало время политических парадоксов. На выборах армяне опять …выбрали Пашиняна. Хотя на этот раз северный сосед достал из рукава свой козырь – абсолютно пророссийского кандитата Роберта Кочаряна. Пустившая свои ядовитые корни в сознании народа русофобия и приверженность мнимым западным ценностям оказались сильнее даже не мудрости, а элементарного здравого смысла и инстинкта самосохранения. Это добровольный выбор «дороги в никуда» удивил даже Путина. «Я же не могу быть большим армянином, чем сами армяне…», – прокомментировал он эту ситуацию на одном из медиа-мостов.
Предсказуемый враг и ненадёжный друг
После этого выбора судьба Армении была решена. Путин сделал окончательный выбор в пользу Турции, дав негласное добро на строительство Сюникского коридора, соединявшего Азербайджан, Нахичевань и Турцию. Эта артерия рассечёт Армению на две части и даст возможность Турции выйти в Каспийский регион, а оттуда – в Центральную Азию. Идея возрождения Великого Турана становится не такой уж призрачной – в Азии к Турции относятся в общем и целом комплиментарно.
Но почему в этом конфликте Путин сделал ставку на Азербайджан и Турцию – заклятого геополитического противника России, тем самым вынеся приговор Армении?
Да, Турция исторически – соперник и враг России на южных рубежах. Да, Эрдоган и не думает скрывать свих экспансионистских пристрастий, которые распространяются на часть российской территории. Но даже с заклятым врагом можно о чём-то договариваться – при условии его предсказуемости и верности своему слову. А Эрдоган, в отличие всех лидеров западного мира, абсолютно самостоятелен и предсказуем. И слова у него с делом не расходятся. Этими качествами на сегодняшний день в Европе и на Ближнем Востоке не может похвастаться никто – разве что кроме самого Путина. Вот они нашли друг друга. А что до экспансии… Будет день – будет пища. И проблемы будут решаться по мере их поступления. Или не будут. Но это уже будет совсем другая история. И Армения не имеет к ней никакого отношения.
Благодарность, конечно, не является интегральной частью Большой Политики. Но здравый смысл и коллективный инстинкт самосохранения всегда были составляющей ее частью. И когда народу отказывает и то, и другое – он уходит в историческое небытие.
Ничего не забыли, ничего не поняли, ничему не научились
По мнению политолога Сергея Михеева, в глазах и армянской элиты, и армянского общества Россия приобрела устойчивый и нерушимый комплекс "вечно виноватой". Если бы Россия начала активно вмешиваться в выбор народа и помешала приходу Пашиняна к власти – на нее повесили бы всех собак, – убеждён Сергей Александрович. – Теперь, когда "общенациональный и внезапно избранный" привел страну к общенациональной же трагедии, Россия оказалась виновата в том, что вовремя не вмешалась и не протолкнула в президенты своего человека. В общем, она виновата всегда и во всём…».
Говорят, умный учится на своих промахах, а мудрый – на чужих. Ни армянская элита, ни армянское общество по сей день так и не продемонстрировали способности учиться ни на своих, ни на чужих ошибках. К самим себе у них претензий нет. И во всех трагедиях всегда виноват кто-то на стороне.
Более века назад древний народ пережил страшный геноцид, потеряв более миллиона человек и значительную часть своей исторической территории. Спустя сто лет был потерян Карабах. Никто не извлёк из истории прошлого никаких уроков. Древний народ всем своим поведением подтверждает актуальность филиппики о том, что история ничему не учит, но жестоко мстит за невыученные уроки.
Есть ли у Армении будущее в контексте всего произошедшего? Пока оно не просматривается. И в отдалённой перспективе армяне могут стать очередным рассеянным народом – как курды, таты, щапсуги или убыхи, не имеющим ни своего государства, ни своей территории.
Армянский колокол звонит всё громче…