«Очень радует, что 34% русских выбрали татарский язык, но 17% татар, выбравших русский, – это порождает вопросы. Мы будем продолжать работать в данном направлении», – заявил не так давно начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов.
Эти слова попали в новостные колонки различных СМИ и довольно быстро вызвали широкий резонанс в стране. Отголоски «языкового конфликта», тлеющего в Республике Татарстан, быстро вышли на федеральный уровень. При этом они вызвали негатив и недоверие, особенно у тех, кто никогда не бывал в Татарии.
«Данные сведения являются откровенно неправдоподобными и оскорбляют русскую общину Татарстана, способствуя разжиганию межнациональной розни», – было сказано в заявлении Всемирного русского народного собора (ВРНС). «Из Казани неоднократно поступали жалобы родителей русских школьников, что их принуждали к выбору татарского языка в качестве родного. Только таким образом можно достичь доли русских школьников, выбравших татарский язык, в 34%. Это крайне серьёзное правонарушение, мы просим Министерство просвещения провести проверку и по этим жалобам тоже», – добавил Роман Силантьев, директор ВРНС.
Нам, родителям школьников Татарии, данные совсем не показались неправдоподобными, наоборот, удивительнее как раз недоверие общественности такому количеству русских, выбравших для изучения в качестве родного татарский язык. А ещё мы удивляемся тому, что эта самая общественность внезапно этак прозрела, предпочитая все предыдущие годы не замечать проблему.
Впрочем, особого недоумения у нас не было, если вспомнить, как в 2018 году, когда принимались так называемые «языковые» поправки в «Закон об образовании РФ», педагогическая общественность и родители не-национальных регионов игнорировали наши просьбы и призывы поддержать нас, думая, что уж их-то это не касается.
В своих предположениях Роман Силантьев не сильно ошибся, предполагая то, какими способами в нашем полилингвальном регионе (в Татарии теперь очень любят это слово – «полилингвальность») добились заметного количества не-татар, выбравших татарский для изучения на уроках родного языка.
Какие же это способы, да и в целом нынешняя ситуация? Пробежимся по местным соцсетям, посмотрим сообщения этого года. Помним при этом, что нынешние сообщения типичны и для предыдущих лет.
Самое распространённое – введение в заблуждение, или по-простому обман.
Вот характерный пост в соцсети (орфография сохранена).
«В нашей школе (у нас 1 класс) настаивают на изучении ВСЕМИ детьми татарского языка. Хотя при поступлении в школу в заявлении писали, что родной язык - русский и выбирали изучение русского языка и русской родной литературы.
Школа с русским языком обучения (так написано в документах школы)!
В начале сентября было родительское собрание, на котором учитель преподнесла информацию таким образом, что родители будто бы неправильно написали в заявлении изучение языка. Необходимо переписать всем, что вы согласны на изучение родного языка - это татарский и изучение родной татарской литературы. Таким образом запутав родителей окончательно. И все повелись на это и написали такое заявление...
Однако больше половины родителей позже поняли, что их обманули, и не согласны с этим. Хотели переписать обратно на русский язык, т.к. этот выбор добровольный. Но учитель этого сделать не даёт! Говорит, что не хватит на всех учебников. И она не знает, как по ним преподавать. Нет плана таких занятий. Поднялась волна недовольства…»
Как видим, банальный обман всё ещё в ходу и неплохо работает – многие попадаются до сих пор, хотя в законе норма о добровольном выборе языка для изучения в качестве родного есть уже не первый год. Во-первых, родители чаще всего просто не знают своих прав, не видели документы школы, тот же устав, в котором указано, с русским обучением школа или татарским. Во-вторых, они всё-таки доверяют учителю и представителям администрации школы. В-третьих, часто они боятся идти против школы, опасаясь последствий для своих детей. И то, что такие опасения возникают и часто бывают небеспочвенными, -- очень печально.
А ещё в ходу банальное игнорирование заявлений родителей, то есть просто ставят перед фактом, что дети идут на уроки татарского языка. Например, пост в соцсети (орфография сохранена):
А вот из местных СМИ новости:
«Когда начался учебный процесс, с русскоговорящими детьми учителя не церемонились. Сказали, что месяц будут переводить на русский, а потом обучение будет только на татарском. В итоге 21 родитель написал заявление о законном праве изучать родной русский язык. Но это требование не выполнено», - пишут родители первоклассников гимназии №76 Набережных Челнов, входящей в топ-5 лучших гимназий города.
Ещё один способ введения в заблуждение: родителям заявляют, что вести родной русский якобы некому – нет учителей, а также нет учебников, программ и т.п. Эти заявления не выдерживают критики, поскольку учителя русского языка есть в каждой школе, кроме того, директор обязана не подгонять выбор родителей под кадровое обеспечение школы, а найти учителей под законный выбор родного языка. Учебники по родному русскому также уже не первый год печатаются, примерные учебные программы разработаны. Если эти программы не освоены конкретной школой -- это вопросы к её руководству. Если учебники не закуплены – тоже.
Кстати, необеспеченность школ учебниками по родному русскому – проблема практически всех школ. Чаще всего их или вообще не закупают, или приобретают комплект на один класс, при этом домой не выдают, дети видят их только на уроках, а домашнее задание рассылается в виде фотографий страниц по мессенджерам. К примеру, так обстоит дело в школе у моего ребенка: чтобы готовиться к урокам, учебник мы нашли в электронном виде в интернете. Школы обычно ссылаются на то, что им не выделен бюджет на закупку этих пособий. При этом каждый год Минобром республики предусмотрены немаленькие траты на разработку учебных пособий по татарскому языку, в том числе адаптированные для русскоязычных, – из года в год их всё разрабатывают и разрабатывают, бюджет осваивается, все при деле. Но вот на учебники родного русского каждый год денег не хватает!
Часто, пользуясь неосведомлённостью родителей в статусах разных школ и тем, что они обычно не читают уставы школ и прочие документы, администрация им заявляет, что школа -- якобы с обязательным изучением татарского языка. При этом нередко оказывается, что школы русско-татарские (значит, в школе есть классы с изучением татарского языка или обучением на татарском языке) или вообще школы с русским языком обучения. То есть это тоже разновидность обмана. Администрация же школ с татарским языком обучения чаще всего умалчивает о том, что закон о праве на выбор родного языка касается их в полной мере, а родители могут потребовать организации классов с русским языком обучения, особенно в случае отсутствия в округе школы с русским языком обучения.
Кроме прямого обмана, используется шантаж по простой схеме: хотите учиться в нашей школе («престижная», не хватает мест в школах микрорайона, просто нет выбора школ в округе и т.п.) – выбирайте как родной язык татарский. И родители идут на это ради места в школе или из-за опасения, будем говорить прямо, мести ребенку за упрямство родителей. Тем более во многих школах предмет «родной русский язык» ведут бывшие учителя татарского, которые за выбор родителей срывают злость на детях. Специально занижают оценки, задают заведомо непосильные или очень объёмные задания, не соответствующие ни программе, ни уровню подготовки детей, вслух осуждают тех, кто выбрал для изучения родной русский.
Здесь стоит сделать пояснение: Русский язык/литература и Родной русский/родная литература -- это разные предметы, и их ведут обычно разные учителя. В школе, о которой речь в комментарии выше, родной русский язык ведёт бывшая учитель татарского (видимо, переучившаяся на полугодовых курсах). В нашей школе часы на "родной русский язык" отдают русистам, но так везёт далеко не всем...
Как вы понимаете, обман и шантаж часто идут рука об руку. И ярче всего это видно в ситуации с так называемыми полилингвальными школами.
Напомню, что этот проект придумал Минтимер Шаймиев, первый президент РТ, а ныне советник действующего главы региона, пока ещё президента Татарстана Р.Н.Минниханова. Полилингвальные школы «Адымнар» якобы предполагают разные образовательные программы с изучением иностранного, русского и обязательного татарского в разных сочетаниях. Первая такая школа открылась в Казани на базе школы №165. Причём по документам это обычная школа с обучением на русском языке с углублённым изучением некоторых предметов (иностранных языков) с закреплённым микрорайоном. То есть школа обязана соблюдать закон о добровольном выборе языка для изучения в качестве родного. На самом деле этого сделать не дают. Директор с гордостью не раз заявлял в интервью, что никто якобы не захотел отказался от татарского. Но по соцсетям ходили сообщения от родителей, которые писали, что это неправда. Общий принцип: хотите учиться в нашей «крутой» школе с углублённым изучением английского, бассейном, новым зданием и пр. – выбирайте татарский или уходите.
То же самое продолжается и в других школах «франшизы» под названием «полилингвальные школы «Адымнар», вот сообщение текущего учебного года из ВКонтакте:
Стоит пояснить, что "полилингвальные" школы предлагают разные траектории обучения: "полилингвальную" (русский язык, углублённое изучение английского и татарского языков и изучение некоторых предметов на английском и татарском языках), билингвальную (русский язык, обязательное изучение татарского языка как государственного и углублённое изучение английского языка), монолингвальную (русский язык можно выбрать как родной, стандартный английский, татарский разговорный как внеурочка, а по факту обязательный). Родителям же преподносят дело так, что татарский в любом случае обязательный, просто различается объём изучения. Вот и автор вышеприведённого комментария, видимо, говорит о классе, где предполагают вводить изучение ряда предметов на татарском языке... Никто не сообщает родителям, что ни татарский родной, ни татарский государственный не могут быть обязательными ни по ФГОС, ни по Закону об образовании. Редкие родители в этих школах находят в себе силы во-первых, узнать о своих правах, во-вторых, настаивать на их соблюдении.
Практически все подобные жалобы в соцсетях идут анонимно, потому что родители опасаются последствий – давления на них и на детей.
Кроме проблем с выбором русского родного языка, поражает диспропорция трат на полилингвальные школы и обычные. Местные власти особо и не скрывают, какие огромные суммы уходят на постройку и оборудование этих «элитных» школ, – это предмет хвастовства и гордости. При этом на ремонт и строительство новых обычных школ денег нет. Только в нынешнем учебном году в СМИ и соцсетях мелькали сообщения о текущей крыше в 161 школе Казани, нарушениях при авральном ремонте 143 школы Казани, обрушивающемся фасаде 14 гимназии Казани, о детях, которые на коленях вынуждены были просить о строительстве самой обычной школы в пригороде Казани и т.д.
Поражает манипулирование и передёргивание в риторике местных чиновников и провластных СМИ, когда родителей, которые выступают за добровольность выбора родного языка для изучения, начинают обвинять в том, что они якобы «противники татарского языка». Родителям и детям навязывают ложное чувство вины и стыда за выбор «неправильного» родного языка. Но ведь родной язык не может быть правильным или неправильным – он просто есть. Заставлять испытывать чувство вины за то, что родным языком ребенка является неудобный для школьной администрации и местных этнократов русский, – это гнусность и преступление!
Когда 17% татар выбирают для изучения родной русский, начальник управления образования говорит, что это вызывает вопросы, и что «мы будем продолжать работать в данном направлении». Позже, когда начинается шумиха, оправдывается, что под «работой в данном направлении» имеется в виду «улучшение качества преподавания предметов в школах и привлечение интереса ребят». То есть когда татары выбирают неродной для них язык, это беспокоит чиновника и побуждает его улучшать качество преподавания. Заметьте, при этом 34% русских, выбравших тоже неродной для них язык, его совсем не беспокоят, даже радуют и совсем не побуждают улучшать качество преподавания «родного русского языка» и привлекать интерес школьников к нему!
Наоборот, многое делается для того, чтобы уменьшить этот интерес. Во многих школах Казани и республики программа по «родной русской литературе» и «родному русскому языку» не соответствует ни ФГОС, ни примерной программе, разработанной Минпросом России, составлена зачастую некомпетентными учителями. Домашние задания не продуманы и слишком объёмны и не рассчитаны на возраст и уровень знаний школьников. Нередко предмет «родной русский язык» преподают непрофильные учителя, бывшие учителя татарского языка, сами плохо владеющие русским языком, и, как следствие, не способные качественно обучать этому предмету детей. Преподаётся на «родном русском» что угодно, кроме русского языка, вплоть до краеведения и пр. Про пристрастность таких учителей мы уже говорили.
Если поискать по ключевым словам записи в родительских сообществах Казани -- и не только в соцсетях, -- увидим, что упомянутые проблемы всплывают регулярно и в школах, и в детсадах республики.
В ответ на возмущение общественности мэрия Казани сделала заявление:
Всё хорошо, прекрасная маркиза…
А Васька слушает, да ест…