"Попали в ловушку, расставленную с целью оказать давление на ЕС". Не только леволиберальная французская пресса, но и другая, более консервативных взглядов, едина сегодня в осуждении "путинского Лукашенко" за кризис с мигрантами на белорусско-польской границе. Лексику газета "Ле Монд", такое ощущение, черпает из давно забытых советских, пачкающих руки несовершенством типографской краски, передовиц: "приспешники белорусского режима продемонстрировали атрибутику, такую же мутную, как и их миссия".
Более сбалансированная обычно "Ле Пойнт" не столько разыгрывает карту "тирании", которой следует противостоять санкциями, но и призывает Европу "напрячь свои политические и военные мускулы". Автор статьи идёт дальше и старается уже совсем запугать и без того психологически ослабленное пандемией население:
Это лишь несколько выдержек из французской печати, которая испытывает сегодня финансовые трудности из-за оттока читающей публики. Телевидение же, способное достучаться до голов и сердец рядовых французов в разы быстрее и эффективнее, создаёт широкими мазками защитников демократии картину чёрно-белого мира вообще без какой-либо возможности сомнения или критики.
Ни в одном из репортажей, ни в одной из статей не цитируются обвинения Варшавы в адрес Брюсселя и Берлина за "безответственную миграционную политику 2015 года". Нигде даже самый пытливый читатель или зритель не найдёт и цифр (более миллиона нелегальных мигрантов, которых сегодня французские СМИ называют "изгнанниками", проследовали через Венгрию до закрытия ею границы под угрозы и обвинения со стороны Евросоюза и гуманитарных организаций; тысячи беженцев, ежедневно прибывающих на судах НГО в порты Италии; сотни попыток прорваться через высокие стены с колючей проволокой в испанские Сеуту и Мелилью и многие другие примеры), которые мешают определённому восприятию мира. Эта картина поиска общего врага призвана, судя по всему, сблизить и объединить разделённые несправедливым отношением и распределением общеевропейских бюджетных благ страны ЕС. Ну, а Польше не привыкать играть на нескольких столах во имя получения собственной выгоды как для смещения акцентов при сложных в последнее время отношениях с европейскими институтами, так и против извечного, исторически обусловленного врага -- России. Белоруссия в этом произведении полит-искусства -- лишь возможность поярче разыграть нужные карты, отбить свои права и, разумеется, получить дополнительные дивиденды в твёрдой валюте.
Впрочем, о целях и задачах игроков на восточных рубежах ЕС за последний месяц написано немало. И снова, конечно же, "случайно" ни в одном французском СМИ не встречается упоминания о том, что в разгар кризиса, в тот день, когда польские пограничники применили слезоточивый газ против иракцев, афганцев и даже кубинцев, Варшава приняла 79 граждан Белоруссии, просителей убежища. Естественно, для того, чтобы войти в их число, следует заявить о преследованиях, актах репрессий и принадлежности к оппозиции. За первые четыре месяца 2021 года вид на жительство в Польше получило около 5000 белорусов. На многочисленных интернет-ресурсах можно найти процедуру пересечения границы, в которой помогают своим соотечественникам движения и общества выходцев из Республики Беларусь. Здесь, например, даются советы, как пересечь сухопутную границу.
Собственно, и у лидеров оппозиции проблем с пересечением границы не было, и вряд ли будут.
Двойные стандарты -- тоже не новость, особенно в сегодняшней Европе, пытающейся делегитимизировать любое инакомыслие, отличное от генеральной линии Брюсселя. Вернёмся всё же к Франции, которая, дня не проходит, возмущается: "Как Европа позволяет себя терроризировать такой микро-банановой республике с населением в 9 млн человек как Беларусь?" Надо отдать должное газете "Ле Пойнт", которая называет Европу трусливой, не обладающей достаточной силой, чтобы справиться с внешним врагом, и в то же время с лёгкостью расправляющейся с внутренним. "Сегодня Европейский Союз -- большое дряблое опрокинутое (имеется в виду, как жук) тело -- одинок как никогда", - сетует издание.
В то же время французская пресса не стремится ни вглядываться, ни сравнивать действия собственной власти по отношению к мигрантам с теми, что так яростно клеймит на дальних восточных рубежах. Западные же рубежи -- Па-де-Кале и Ла-Манш -- нечасто фигурируют в новостях на государственных телеканалах и в прессе, но даже те немногие, которые появляются, дают исчерпывающую картину происходящего. Тем временем, вопреки подписанным соглашениям с Великобританией, Франция, обиженная на "рыбные войны" и новый трансатлантический альянс от себя лично и на "брексит" - от лица Евросоюза, совершенно откровенно использует мигрантов в качестве рычага давления на Лондон. С начала 2021 короткое путешествие через пролив совершили 24 тысячи человек (втрое больше, чем в 2020 году).
В совместном заявлении западных стран на заседании Совбеза ООН, в котором говорится, что Белоруссия "подвергает опасности жизни мигрантов в политических целях", звучит и голос Франции. Но иначе как лицемерием это не назовешь. Этот год, при ослаблении запретов и ограничений, связанных с пандемией, ознаменовался гораздо меньшим числом палаточных и картонных "лагерей" в Париже и других крупных французских городах. Почему? Лагеря были снесены, а мигранты - в подавляющем большинстве молодые люди из стран Африки и Ближнего Востока -- направились на север, в Кале.
Австралийское издание "Спектейтора" пристально вглядывается в ситуацию во Франции и не ожидает в ближайшем будущем улучшений. "Похоже,что они уступили суверенную территорию преступным контрабандистам", - цитирует автор статьи "France is using migrants just like Belarus | The Spectator Australia" источник в Уайтхолле. Можно ли назвать это слабостью и неспособностью Франции остановить тех, кто пересекает границу? Отчасти. Тем более, что именно правые, или, как их называют французские СМИ, ультраправые, с антииммиграционной программой, бросят вызов Эммануэлю Макрону на предстоящих в апреле 2022 года президентских выборах. Несколько терактов, в том числе нападение в соборе Ниццы, которые совершили люди, въехавшие в страну нелегально, дополняют картину. Зная прекрасно, что от властей требуют принять меры по борьбе с притоком нелегальной миграции, Макрон делегирует это своему соседу -- Великобритании.
"Французские власти не просто не предотвращают, а способствуют миграции через Ла-Манш, - пишет "Спектейтор". - На это указывают картины наблюдающих за отплывающими в надувных лодках мигрантами полицейских в дюнах, равнодушие местных жителей. В показанном на прошлой неделе репортаже журналист сообщил, что полицейские прибыли слишком поздно, чтобы остановить нарушителей, но "связались с береговой охраной, которая сопроводила лодку в британские территориальные воды".
До "брексита", который стал историческим водоразделом, этаким политическим Ла-Маншем, французские полиция и жандармерия показывали иной характер. За жестокие действия при разгроме "джунглей" в Кале Франция не раз подвергалась серьёзной критике со стороны правозащитников из Human Rights Watch. То, что Париж получает деньги от Лондона за защиту границ, -- предмет постоянного торга, похожий на тот, который Брюссель ведёт с Анкарой. Получается, что ни Франция сейчас, ни Брюссель в отношении ситуации на белорусско-польской границе, ни Германия в 2015-м, когда открыла дорогу нелегалам на континент, не в состоянии принимать адекватные меры для решения миграционного кризиса.
Заложниками безвольной политической элиты Европы при этом становятся сами мигранты, погибающие в море или замерзающие в лесу под Гродно, и местные жители в Кале, Ницце, Париже, Берлине, Брюсселе, Мальмё, брошенные на произвол судьбы без гарантий безопасности. Так что, называя Лукашенко дирижером миграционного кризиса и шантажистом, не захочет ли Великобритания не только послать военных на подмогу польским пограничникам, но и осудить столь схожие действия Франции на заседании Совбеза ООН?