Судя по комментариям в одной из популярных эмиграционных групп ФБ, в русскоязычном пространстве распространяется устойчивая идея о том, что Польша намеревается выйти из ЕС, да уже и почти совсем вышла. Не знаю, откуда эта идея пошла - вероятно, в очередной раз поработала очередная фабрика троллей, гос-ТВ или кто-то ещё из этой теплой компании. Тем не менее, разъяснить ситуацию требуется.
Сразу разрушу всю интригу и сообщу по секрету, что Польша никуда не выйдет. Эта идея может лелеяться частью электората, но настолько мизерной (процентов 7-8, судя по голосующим за правую Конфедерацию), что ни одна из принимающих решение партий не рискнёт на такой шаг даже теоретически. И правящая коалиция ("Объединенная правица"), и практически вся оппозиция в один голос заявляют, что такой вариант невозможен. Кроме того, все правящие партии независимо от политической ориентации просто счастливы пилить дотации из ЕС. Отказываться от такой кормушки никто в здравом уме не станет.
Что же происходит между Польшей и ЕС на самом деле?
Существует три основных точки напряжения: карьер в местности Туров, судебная реформа и польско-белорусская граница.
1) Угольный карьер Туров является достаточно важным источником угля для польских электростанций. Расположен он в дольношлёнском воеводстве на самом юго-западе Польши, неподалёку от места слияния польской, чешской и немецкой границ. По утверждению чешской стороны, эксплуатация карьера приводит к оттоку грунтовых вод с чешской территории и проблемам у аборигенов. Чехи требуют полного закрытия шахт, поляки упираются, предлагая какие-то технические решения типа блокировки водоносных горизонтов.
Конфликт вяло тянулся многие годы, но этим летом европейский суд по иску Чехии принял решение о немедленной остановке добычи, а за невыполнение наложил на Польшу штраф в размере пятисот тысяч евро ежедневно. Польша по-прежнему отказывается и закрывать карьер, и платить. Закрытие будет экономической катастрофой для региона и политической - для правящей коалиции, так что этот вариант заведомо мертвый. Пока что никто не знает, чем закончится конфликт.
2) Судебная реформа. Правящей в Польше коалиции не дают покоя российские лавры, а потому она пытается подмять под себя независимое судопроизводство. В числе прочих изменений – введение «дисциплинарных палат» для судей, ведущих себя «неправильно», а также чрезвычайно сомнительное с точки зрения права введение новых судей в Конституционный суд. Последнее, в частности, кончилось полным запретом абортов, за который эти судьи проголосовали. ЕС не признаёт оба изменения, а недавно дошло даже до того, что в Страсбурге заявили, что нынешний Конституционный суд незаконен из-за незаконности заседающих в нём судей. Это вылилось в бурю возмущений правящих политиков, а также в решение КС о том, что польское право имеет приоритет над европейским (что прямо противоречит базовым трактатам ЕС). Опять же, чем кончится этот цирк, -- пока никто не знает, но попкорном стоит запастись надолго.
3) Польско-белорусская граница. Ситуация очень динамично развивается, так что вчерашняя обстановка сегодня может стать безнадежно устаревшей. Пока что дело в том, что режим Лукашенко (сам или по согласованию с путинским, не суть важно) решил дестабилизировать Европу беженцами с Ближнего Востока. Как вариант, это могло начинаться в виде попытки Лукашенко или его окружения заработать на человеческом трафике в Европу. Как бы то ни было, с начала этого года начался массовый ввоз в Беларусь граждан Ирана, Ирака, Сирии, а ближе к концу лета – и из Афганистана (говорят, транзитом через Таджикистан). Определённые туристические фирмы в этих странах агитировали людей немецким и шведским социалом. Согласившимся массово делали визы, после чего чартерными и регулярными рейсами «Белавиа» и «Турецких авиалиний» ввозили в Беларусь (опять же, по сообщениям, отнюдь не бесплатно – стоимость «тура» могла составлять до пяти тысяч долларов). В Беларуси их принимали специально назначенные люди, которые привозили «туристов» на лесную границу сначала с Литвой, а потом и с Польшей, давали флаг в руки и барабан на шею и указывали пальцем: в Германию – туда.
Чтобы понять масштаб явления: речь шла не о десятках и даже не сотнях «беженцев», а о десятках тысяч. С начала года Страж Гранична в Польше предотвратила примерно 33 тысячи попыток нелегального пересечения границы. При этом начиная с конца лета их количество стабильно растет: 3,5 тысячи в августе, 7,7 тысяч в сентябре, 17,3 тысячи в октябре и 5,3 тысячи в ноябре. Каждая такая нелегальная группа насчитывает от нескольких до нескольких десятков людей.
Это лишь вершина айсберга, поскольку есть множество удачных попыток: нелегалов, пробравшихся через границу, сотнями ловят и в Германии, и даже это наверняка не все.
Как Литва, так и Польша быстро утомились такой ситуацией и вместо задержания пойманных нелегалов (европейское право предусматривает приём каждого, кто заикнётся о политическом убежище, и индивидуальное рассмотрение его дела) начали выдавливать их обратно в Беларусь. Эскалация ситуации в конце лета очень удачно наложилась на внутриполитическую ситуацию в Польше. Небольшая группа таких нелегалов оказалась заблокирована в районе погранперехода, где они не смогли пройти в Польшу и где уже белорусские погранцы не пустили их обратно. На ситуации всласть покормились как журналисты всех мастей, так и польские политики: правящим позарез нужно было отвлечь внимание общественности от внутренних экономических проблем, а оппозиции – поставить правительству в пику его бесчеловечность и отвоевать часть электората. Кроме того, правящей коалиции очень понравилась идея основательно попилить бюджеты на строительстве капитальной стены на границе с Беларусью.
Изначально из-за заблокированных мигрантов на Польшу нападала также левая европейская пресса (нарушение европейских законов, прав человека, бездушие, бесчеловечность, вот это всё). Ситуация усугубилась введением режима ЧС в приграничной полосе и полным запретом журналистов и гуманитарной помощи. Возмущение прессы могло создавать впечатление, что Польша и здесь вошла в противоречие с ЕС. Однако, что характерно, подавляющее большинство европолитиков и евробюрократов до последнего момента отмалчивалось, как рыба об лёд, предпочитая делать вид, что ничего особого не происходит. И так могло длиться долго, если бы Лукашенко не начал резкую эскалацию ситуацию. То ли держать десятки тысяч голодных и безденежных мигрантов на своей территории было плохо для бизнеса, то ли ему настоятельно подсказали из-за восточной псевдограницы, но ситуация резко стала напряжённой. Сейчас речь идёт уже не о нескольких десятках умирающих мигрантов в приграничной полосе, а о тысячах здоровых агрессивных мужчин, скопившихся возле перехода в Брузгах. Во вторник 16 ноября они, направляемые с белорусской стороны, пытались пробиться на польскую сторону, ломая заграждения из колючей проволоки. Одновременно они забрасывали поляков камнями (один полицейский попал в больницу с проломленным черепом) и даже светошумовыми гранатами, которые явно привезли не из своих родных стран. Поляки отбивались водомётами, а кое где и слезоточивым газом.
Параллельно белорусские погранцы резко повысили свой собственный уровень агрессивности: холостые (надеюсь) выстрелы в воздух, проламывание временной изгороди на границе, ночью – ослепление польских погранцов стробоскопами и лазерными целеуказателями. Россия не отстаёт: возле границы летают её стратегические бомберы, на белорусских полигонах демонстративно проводятся учения по выброске десанта (два десантника уже разбились).
Ситуация стала настолько напряжённой, что Польша и Литва всерьёз заговорили о применении четвёртой статьи устава НАТО (совместные консультации в ситуации угрозы целостности и безопасности страны, выше только пятая статья – прямое военное вторжение врага). Лукашенко выдвигает требования одно абсурднее другого: то заплатить ему за содержание беженцев, то открыть гуманитарный коридор в Германию, то ещё что-то равно бредовое. В Польшу прибывают полицейские и солдаты со всей Европы.
Чем ситуация кончится – непонятно. Я бы предположил, что европейцы в очередной раз позорно сдадутся и как-то откупятся от Лукашенко, заодно сделав арбитром Россию (бальзам на душу Путина). Но одно можно сказать твёрдо: кризис на границе в значительной степени затушевал кризисы с судами и угольным карьером и, скорее, упрочил позиции Польши, чем ослабил.
Так что те, кто с нетерпением ожидают Полэкзита, могут только разочарованно вдохнуть. Не дождётесь.