Хабиб. Несостоявшийся лидер

История спортивного взлёта и морального падения всемирно известного бойца смешанного стиля Хабиба Нурмагомедова крайне поучительна для всех, кто планирует сделать серьёзную большую карьеру в политике или, как минимум, стать знаковой фигурой или лидером общественного мнения в своем регионе. Крах политической и социальной карьеры бойца был предопределён острым и неразрешимым конфликтом аульного мировоззрения кавказца с объективными реалиями окружающей действительности и вызовами времени. Хабиб, сам того не понимая, стал жертвой произведённого им самим когнитивного диссонанса.

 

Нурмагомедов, безусловно, талантливый спортсмен. Может, даже гениальный, которые рождаются раз в сто лет. Но Большой спорт никогда не был отделим от Большой политики. Великие спортсмены, кумиры миллионов всегда были своеобразной визитной карточкой своей страны, своего государства, своей нации, в конце концов.


Но, выступая на самых разных подмостках за рубежом, дагестанец никогда не ассоциировал себя с Россией. Он, похоже, и не думал, что когда-то станет публичной фигурой. Хабиб просто рубился на ринге за деньги, вынося одного за другим своих соперников. Никакой политики, только бизнес. Мысль о том, что он когда-то станет публичной фигурой, лидером общественного мнения, просто не приходила ему в голову. Так глубоко он не копал, и о будущем особо не думал. У него даже мысли не было стать кумиром всех россиян (хотя это было вполне возможно). Он всё время работал исключительно на кавказскую аудиторию. Вернее, даже на небольшую часть её – родной Дагестан.

 

Первые свои интервью журналистам он давал как «ваххабит от рождения», публично проповедуя ценности "истинного ислама" и дистанцируясь от России. Возможно, сказывалось происхождение: Хабиб родом из "неблагонадёжного аула", который местные и федеральные силовики по сей день периодически утюжат в поисках очередных приверженцев "чистого ислама".

 

Когда его спросили, почему он не ассоциируется себя со своей страной, Хабиб заочно, хотя не адресно, облил грязью других российских спортсменов. Мол, не хочет уподобляться тем, кто выходит на соревнования под российским флагом, а сам грешит направо и налево.

 

Квинтэссенций его антироссийского поведения стало глумление над русским парнем, пострадавшим от группы дагестанцев-дебоширов в московском метро. Упражняясь в своеобразном остроумии, боец выставил в Инстаграме целый пакет издевательских роликов, бросив вызов и Бастрыкину, и всему российскому обществу. После чего любимец российской аудитории Олег Тактаров, российский первопроходец смешанных единоборств и тоже кумир миллионов, публично в интернете послал Хабиба по широко известному в народе адресу. Разлом состоялся.

 

А на днях бумеранг, запущенный Нурмагедовым в сторону в сторону межнационального согласия в России, вернулся в его собственную семью. Брат Хабиба Нурмагомедова Усман перед отлётом в Москву в аэропорту Махачкалы протаранил прикомандированного в регион русского полицейского. Дагестанские стражи порядка дали преступнику возможность вылететь в Москву и заранее оповестили о совершенном преступлении столичных полицейских. Это было разумно. Задерживать в Махачкале Усмана было нельзя – это могло спровоцировать массовые волнения в республике.

 

Сейчас идет следствие. Процесс стал публичным. И Усман должен понести максимально строгое наказание в рамках закона – в полном соответствии с преступлением, которое совершил в своё время актёр Ефремов. И не «потому что он кавказец» и брат антироссийски настроенного любимца миллионов. Просто надо понимать, что люди, наделённые общественным капиталом, становятся для этих миллионов моральным примером. Да, им многое дозволено, но и мера ответственности за содеянное ими выше. Сам Хабиб в своих роликах регулярно поучает своих фанатов, как жить, каким канонам следовать, проповедуя порой усвоенные им с детства сомнительные ценности. Но внезапно выяснилось, что он не в состоянии повлиять на моральные ценности в своей собственной семье.

 

И теперь Хабиб, издевательски глумившийся над российским правосудием, с этим самым правосудием столкнулся почти что лично.

 

Этот процесс снова в полный рост поставил вопрос об идентификации национальности преступников. В обществе по сей день идёт ожесточенная дискуссия по поводу того, стоит ли публично называть эту самую национальность. Есть мнение вообще запретить это законодательно. По мнению многих, это разжигает в обществе межнациональную рознь и ассоциирует отдельного преступника со всей нацией. Но есть и другое мнение. Многие эксперты убеждены, что нужно называть не только национальность, но и место рождение преступивших закон – вплоть до края, района, села, дома и семьи. Да, юные отморозки есть и в других регионах России. Но шансы выбраться за пределы своей исторической родины у них гораздо ниже – ни семья, ни диаспора не потянут подрастающего ауешника в Москву. Тогда как для кавказской молодежи выбраться в Город является оптимальной жизненной стратегией. Но они приезжают туда "с Хабибом в башке и с наганом в руке" (если слегка перефразировать Маяковского).И если родители в горах и их кумир Хабиб не научили их элементарным общепринятым в России нормам поведения в обществе, это за них сделают суд и российская пенитенциарная система.

 

Может, тогда и сам Хабиб хоть что-то поймёт. Сейчас, похоже, в процессе осмысления случившегося – судя по тому, что в соцсетях он включил "режим радиомолчания".

 

Его потенциальная политическая карьера в России рухнула уже навсегда. Или почти рухнула. А перспективы были заманчивые: с ним и с его отцом после резонансного поединка с Конором Мак-Грегором встречался сам Путин. Это был аванс на будущее, уникальный шанс войти в историю, который Хабиб проигнорировал. Теперь в другую историю – только криминальную – не вошёл, а вляпался его брат. И сейчас спортсмен стоит перед тяжелейшим судьбоносным выбором: либо признать себя россиянином и довериться российскому правосудию (и тем самым в определённой степени морально отстраниться от собственного брата), либо солидаризироваться с ним и его поступком, тем самым приобретя имидж "врага общества и его ценностей". А в перспективе, возможно, стать злейшим врагом России, какими стали в своё время Шамиль Басаев, Джохар Дудаев и Аслан Масхадов.

 

Такая опасность реально существует. В игру уже активно включились местные дагестанские ваххабиты, давно мечтающие заполучить в свои ряды самого спортсмена и миллионы его фанатов. И в Кремле это почувствовали. Посему резко активизировался Рамзан Кадыров. Возможно, с Хабибом уже идёт напряжённый торг: судьба брата в обмен на публичную лояльность к действующей власти. "Хабиб,  мы закрываем глаза на преступление, совершённое вашим братом,  и не сажаем его в тюрьму, а вы прекращаете публично критиковать российские власти". 

А в перспективе возможна и политическая карьера. Если же так трудно переступить через себя – извините, «режим радиомолчания» до конца своих дней.

Сам Хабиб пока держит паузу. Думает. Посмотрим, какой он сделает выбор.

 

 

Кстати размен уже состоялся. Брат из ИВС улетел в Махачкалу. Домой.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram