Каждый день читаем – какая-то бессмысленная дурочка оголила прелести перед храмом Божьим, потрясла ягодицами и тут же отправила фото и видео в социальные сети. Или мигрант, внезапно утративший вкус к тяжелым строительным работам и обнаруживший, что можно зарабатывать блогерством, сымитировал половой акт с ассистенткой на фоне, например, Вечного огня. Или там же две условных ивлеевых исполнили жаркий лесбийский поцелуй, не забыв включить видеокамеру. Или какие-то веселые ребята нацепили варежки на гранитные руки памятников.
Создание контента дело хлопотное, нужно перебить идиотизмом тысячи конкурентов, жаждущих общественного внимания, так что просто снять трусы уже недостаточно. Их нужно снять непременно в священном, знаковом месте, чтобы переглумить всех глумливых. Дело серьезное, денежное, поэтому тиктокеры и инстаграмщики каждый день пробивают дно.
Милиция азартно ловит и задерживает этих придурковатых криейторов. На некоторых даже открывают уголовные дела и грозятся дать реальный срок. Граждане обильно извиняются, клянутся больше никогда, из этих лицемерных покаяний тут же лепится очередной контент. Все при деле. Миллионы подписчиков этого корма тратят миллиардо-часы на просмотр и лайканье. Силовики рапортуют о пресечении. Патриоты-охранители переводят дух до следующей акции.
А тем временем у всех под носом десятки миллионов зрителей потребляют настоящий полноразмерный бессовестный трэш, который производят, например, телеканалы.
…Сериал «Русские горки» на Первом федеральном канале я начала смотреть случайно, но, что называется, вскоре залипла. О таком продукте обычно говорят – настолько ужасно, что даже прекрасно. Кроме того, по моему глубокому убеждению, уродство притягивает взгляд никак не меньше, чем красота, а уродство в этом сериале можно черпать ковшом экскаватора.
Изложу кратко фабулу - вдруг кому-то не привелось это увидеть лично.
В сериале рассказана история одной большой семьи. Точка отсчета – возвращение домой двух молодых фронтовиков и их многосторонняя связь с семьей британцев, оказавшихся по прихоти судьбы в СССР. Отец двух английских барышень был завербован советской разведкой и работал на нее в годы войны и после, его жена и дети об этом, конечно, не знали. Череда событий связала вернувшихся с войны молодых людей и эту семью разнообразными узами, и вся история прослеживается с конца войны до времен перестройки
Мы видели уже несколько десятков подобных семейных саг разного уровня ремесленной мастеровитости, но сериал такого ультимативно низкого качества главный канал страны, пожалуй, своей многомиллионной аудитории еще не скармливал.
Начнем сразу с героев. Британская семья – носительница всех мыслимых достоинств. Ее глава, внаглую и самым подлым образом завербованный советской разведкой, как оказалось, мечтатель и идеалист, исполнял свои обязанности не по принуждению, а от души. Потом, по глупейшей халатности своего начальства, британец оказывается разоблаченным своими соотечественниками, а вскоре отправляется в ГУЛАГ на долгие годы. Там он ведет себя с беспримерным мужеством и достоинством, как и положено гражданину великой страны. Создатели сериала сделали все, чтобы его светлый образ внушал зрителю уважение и почтение.
Его английская супруга, женщина несгибаемой воли и чести, выдержала самые суровые испытания, сумела выехать в Великобританию (сюпрайз! С сидящим в лагере мужем, бывшим разведчиком, сидящим за измену) и там посвятила свою жизнь разоблачению свинцовых мерзостей советской империи. На родине она столкнулась с бывшим куратором своего мужа, который каким-то образом также оказался в Британии уже в статусе предателя своей родины. Бесстрашно шантажируя и провоцируя этого законченного подонка, сферического хама, натурального быдлана, жена английского шпиона, а в этот момент узника ГУЛАГа, вполне прогнозируемо становится его жертвой в подстроенной автокатастрофе. Тем временем в семье подрастают две дочери, которым, несмотря на весь мрак и ад совка, удается вырасти настоящими леди, нежными и трогательными.
Кроме этих англичан, в сериале действует еще один, агент британской разведки. Он весь заточен на помощь советским людям, страдающим от гнета КГБ. Одному из героев он помогает остаться на Западе. Впоследствии добряк женится на приемной/родной дочери советских британцев (не спрашивайте, как такое возможно, ибо сюжетные линии сериала явно написаны слабоумным, но отважным криейтором в каком-то трипе, навеянном психоактивными веществами). Женившись на бедной узнице советской карательной психиатрии, он также показывает себя бесконечно благородным мужественным аристократом, а не то, что мы могли бы ожидать хотя бы для этнического равновесия в стане положительных и отрицательных персонажей.
Теперь советские. Практически все подонки, уроды, садисты. В лучшем случае, сумасшедшие коммунистки, как мама одного из молодых фронтовиков-художников, безумная фанатка Сталина, готовая скормить собакам родного сына, недостаточно лояльного советской власти.
Оба молодых фронтовика с червоточинкой. Один довел до самоубийства влюбленную в него девушку, потом подписал донос на своего коллегу, и все время своей карьеры лепил статуи каких-то партийных уродов, зарыв талант в землю. Второй, узнав о доносе, не простил друга до самой смерти, хотя тот подписал бумаги как раз для того, чтобы его принципиальный товарищ получил разрешение на брак с британкой. Да-да, в послевоенное время, когда браки с иностранцами были запрещены особым законом, эти двое практически беспрепятственно женятся на сестрах-англичанках. А те снуют туда-сюда из советской империи в британскую, пока их папаша сидит в советской тюрьме.
Еще одна главная героиня, бывшая разведчица, едва не отравившая жену английского шпиона, а затем опоившая и его самого, дабы забеременеть от него. Впоследствии также зэчка, наркоманка, внезапно прозревшая и исправившаяся. Ее дочь, уже упомянутая выше, инфантильная социопатка, прямо-таки выпросила помещение в психиатрическую больницу, главный врач которой форменная садистка, а лечащий врач – насильник и упырь, не говоря уже об изнасиловавших главную героиню прямо в медицинской машине санитарах. Девушка отбыла многолетний срок в психушке, отравляемая тяжелыми нейролептиками, но вышла оттуда бодрой, энергичной борчихой с совком – правильно, в Великобритании.
Молодой человек, советский ученый, оставшийся заграницей и бросивший невесту. Директриса детдома, десятилетиями изощренно издевающаяся над воспитанниками, – Юлии Ауг даже не пришлось особенно стараться, ее легендарная ненависть ко всему российскому позволила ей вывалить всю свою злобу в этой почти водевильной роли.
Чуть менее чем сто процентов советских граждан – от следователя НКВД, смершевца и чиновника до водителя случайной полуторки - показаны в сериале упырями, подонками, предателями, каким-то прямо прирожденными садистами, крайне грубыми и крайне тупыми. Британцы, повторюсь, прекрасными, добрыми, воспитанными носителями всех достоинств. Даже тот советский предатель, который в Британии работал на местную разведку, в итоге оказался двойным агентом, сдававшим английские секреты проклятому совку.
Пересказывать все извивы сюжета не стану – мне кажется, даже сценарист, по-модному называемый шоураннером, не может внятно рассказать, что он там навертел среди многократных квадратно-гнездовых усыновлений, перекрестных опылений и тюремных заключений. О художественных достоинствах сериала говорит просто неприлично. Все на самом низком уровне – грубо, бессмысленно, примитивно, плоско, прямо-таки вызывающе вульгарно, как будто именно такая задача и была поставлена съемочной бригаде.
Но каковы персонажи! Каков посыл!
Вы спросите – а что, не было лагерей, садистов, подонков? Не было грехов нашей Родины вечной? Ого, еще как были. Но зачем же, как говорится стулья ломать? Зачем на бюджетные деньги снимать такой сферический навоз? К чему такое опошление? Всякой чернухе должен быть какой-то разумный предел, или это превращается в черный бездарный водевиль. Или задача снова объяснить этой стране и этому народу, кто на планете первосортная нация, а кто быдло безнадежное?
Сказать, что этот сериал какой-то уникальный, и чего-то подобного мы не видели в других? Видели, и в изрядном количестве. Но чтобы грязь и вонь были собраны в такой концентрации, в таком пошлейшем изводе – пожалуй, раньше-таки нет. Чтобы так бодро, со слабоумной отвагой, плевать в лицо зрителю, не заморачиваясь даже минимальной попыткой замаскировать собственную ненависть – не припомню.
Хотя… Этот сериал просто в самом концентрированном виде показал то, что дискретно звучит в эфире каждые пять минут. Японцы всегда мудрые, британцы всегда благородные, немцы пунктуальные, американцы великодушные. И – «эта страна». Ну, вы же знаете, в этой стране…
Молодец Константин Эрнст. Одной ногой пишет, другой зачеркивает. Полные патриотического пафоса репортажи со спортивных мероприятий и полета в космос двух кинематографистов чередуются с мусором, который смотреть по-испански стыдно.
Или вот другой сериал. И тоже на федеральном канале. Называется «Контакт». Снят хорошим и весьма популярным, но видимо, крайне небрезгливым актером Стычкиным. Признаюсь честно - я его не смотрела, мне хватило и первого. Но одну сцену таки довелось увидеть.
В ней главный герой, по виду хамоватый разнузданный мент, собачится с неким мужиком, практически своим двойником, таким же хамоватым и разнузданным, который, усиленно, но неумело напирая на фрикативную «г», орет, что он в Донбассе воевал за русский мир, поэтому ему все должны и прочая, и прочая. Мент между тем подозревает донецкого в ограблении его дачи и произносит речь, содержание которой пересказывать – пачкать клавиатуру компьютера. Беженец из ДНР снят максимально негативно, как если бы его образ авторам заказали в министерстве культуры Украины, а то и в самом Правом секторе. Донецкий зовет жену Халя, говорит нарочито косноязычно - шо, бумахи, докУменты - короче дает люмпена-психопата на все сто процентов. Украинские идеологи остались очень довольны, с них сняли часть заботы.
… В Донбассе в присоединение к матушке России, о чем неустанно страстно, но бесплодно заклинают сторонники Русского мира и Маргарита Симоньян, в частности, уже давно не верят. Оставили люди надежду. Но чтобы надежда внезапно не вернулась, господа криейторы посчитали своевременным и необходимым показать образ беженца в таком ключе, чтобы и граждане России не изволили сомневаться – такое быдло нам и даром не нужно.
Вопрос – зачем все это? Сказать, что авторы – кретины или партизаны-ненавистники будет наивно. Ведь у сериала авторов – легион. Продюсеры, сценаристы, режиссер, исполнители, редакторы, менеджмент телеканала-прокатчика – и никому когнитивный диссонанс не жмет. Никто не спросил – вы что, ополоумели? В те самые дни, когда обстрелы снова участились, когда ранены новые и новые мирные жители, вы смачно плюете донбасским прицельно в лицо. Ровно в те самые дни, когда Путин снова и снова напоминает об уважении к истории.
Вы верите, что такое снимают тайно и потом так же партизански прокатывают? Я – нет. Такое финансируют из бюджета и потом невозбранно демонстрируют на федеральных каналах. Их продукт рассчитан на самого широкого зрителя, бесхитростно полагающего, что уж кто-кто, а государственники в их руководстве никакой гадости в эфир не выпустят.
Ну, а мы спросим – вы что, ополоумели? Мы спросим – что, Путин отдельно, а весь чиновничье-бюрократический аппарат, сидящий на денежных потоках, – отдельно? Ведь если такое снимают, значит, это кому-нибудь нужно?